Компания АО «Метрострой Северной столицы» (МССС) может расширить профиль своей деятельности, перейдя к строительству жилой и коммерческой недвижимости, то есть вести комплексную квартальную застройку. Об этом говорил исполнительный директор АО «Метрострой Северной столицы» Дмитрий Васильев в ходе пресс-подхода 8 августа по случаю завершения обустройства котлована станции "Горный институт".
Васильев, в частности, отметил, что одной из целей компании наряду с формированием пула станций в историческом центре города будет осуществление непрофильной деятельности и получение прибыли от активов, косвенно связанных с метро – например, от управления и строительства недвижимости. Эти стратегические планы, которые могут повлиять на весь рынок жилья в городе крайне взволновали журналистов, однако Васильев не стал углубляться в это направление, чем вызвал еще большую тревогу.
В официальной части подхода исполнительный директор АО «Метрострой северной столицы» сообщил, что общая готовность станции метро «Горный институт» составляет 70–80%, окончание работ и запуск для пассажиров запланированы на декабрь 2024 года, пишет газета «Петербургский дневник». (https://spbdnevnik.ru/news/2023-08-08/stantsiyu-metro-gornyy-institut-planiruyut-otkryt-dlya-passazhirov-v-kontse-2024-goda)
Первые планы по строительству этой станции появились еще в 90-х, но к полноценному проектированию приступили только около 2010 года. Строительство тоннелей стартовало в 2017 году, но с тех пор график многократно срывался — открытие переносилось с 2018 на 2019, затем на 2021, 2022 и 2023 годы.
Причиной задержек стал глубокий кризис легендарного ОАО «Метрострой», монополиста с 1941 года, построившего все 72 станции города. К 2020 году компания, обременённая долгами, была признана банкротом, что и привело к созданию АО «Метрострой Северной столицы» (МССС). Это юрлицо принадлежащее на 65% правительству Петербурга, и на 35% - «ВТБ-Девелопмент», в 2020 году пришло на смену обанкротившемуся АО «Метрострой». Тогда же руководство компании первый раз озвучило желание развивать непрофильные направления, связанные со строительством и управлением объектами жилой недвижимости. Учитывая финансовые возможности группы «ВТБ» такое решение может серьезно изменить как строительный рынок, так и само лицо Петербурга. В 2021 года новую компанию наделили статусом единственного поставщика для всех работ по проектированию и строительству метрополитена, и она начала активные работы, в том числе на станции «Горный институт».
Несмотря на сложное прошлое проекта, новая компания уже строит планы на будущее. Как напомнил Дмитрий Васильев, вслед за «Горным институтом» МССС приступило к проектированию продолжения Лахтинско-Правобережной линии в сторону «Лахта Центра». В планах — строительство станций «Гавань» и «Морской фасад».
Будущая диверсификации МСС кроме всего прочего выглядит логичным продолжением долгосрочного и многопрофильного партнёрства, которое администрация Петербурга и ВТБ выстраивали на протяжении почти двух десятилетий. Закономерная эволюция от точечного девелопмента к управлению стратегической инфраструктурой и далее к комплексному преобразованию городских территорий. Интересно, что по поводу такой смены вектора скажут рядовые петербуржцы.
В частности, «ВТБ-Девелопмент» реализовал знаковый проект в непосредственной близости от Смольного — деловой квартал «Невская ратуша». Этот опыт доказал способность банка выполнять крупные городские заказы в сфере строительства, а городу показал ВТБ как «понятного» партнёра.
Был полноценно освоен и успешно работает формат государственно-частного партнёрства (ГЧП) в транспортной сфере. Через аффилированные структуры, такие как «Магистраль Северной столицы», ВТБ выступил концессионером в проекте Западного скоростного диаметра (ЗСД) — одного из первых и самых масштабных в России. Позже, в 2023-2024 годах, стороны договорились о реализации новых очередей Широтной магистрали (трасса М-11) на сумму около 280 млрд рублей, подтверждая, что модель сотрудничества для создания транспортного каркаса работает и расширяется.
Вполне возможно, что для МССС найдется работа в условном проекте комплексного освоения, например, Ново-Адмиралтейского острова, где теоретически можно построить концертно-театральный комплекс, и еще 200-350 тыс. кв. метров элитного жилья.
Дмитрий Синочкин

ента новостей