Хакеры придумали способ атаковать российских школьников через видеохостинг YouTube. Теперь в разделе YouTube Shorts появляются короткие ролики, в которых предлагается быстро заработать деньги в интернете. В итоге те, кто откликается на такое предложение, оказываются втянутыми в мошенническую схему. Сама платформа игнорирует жалобы на ролики и не удаляет их. Невнимание YouTube к таким инцидентам в очередной раз доказывает его недобросовестное отношение к пользователям, на что стоит обратить внимание Роскомнадзору и правоохранительным органам, уверены эксперты.
Как выяснили эксперты «Лаборатории Касперского», такие ролики – только первый этап большой мошеннической схемы по выманиванию денег у аудитории. Привлечения внимания целевой аудитории мошенники добиваются тем, что выкладывают в специально созданном аккаунте много однотипных видео с хэштегом популярной компьютерной игры. Таким образом видео гарантированно высветится в рекомендациях у пользователей. При этом под последними короткими видео, где герой ролика рассказывает о своем заработке, встроена ссылка на полное видео, размещенное уже на другом YouTube-канале. Там школьникам подробно объясняют, как можно заработать в интернете через Telegram-бот популярной криптовалютной биржи. Для убедительности бот действительно содержит элементы дизайна биржи, в описании также указано, что он создан для «автоматической p2p-торговли». Начать работу новобранцам предлагают, отправив деньги на номер электронного кошелька – по легенде, уже через неделю направленная сумма должна вернуться в двойном размере. Однако в итоге финансы просто безвозвратно уходят на счет мошенникам.
Злоумышленники постоянно развивают свои схемы, делая их многоуровневыми и привлекая интересные для целевых аудиторий темы, замечает контент-аналитик «Лаборатории Касперского» Ольга Свистунова. «Видео, в котором школьникам предлагают ознакомиться с лёгкими способами заработка без вложений, на момент, когда мы его обнаружили, набрало уже 156 тысяч просмотров, - привели ее слова в пресс-службе организации. - Под самим роликом больше 150 комментариев и большинство из них ожидаемо положительные. Злоумышленники специально оставляют позитивные отзывы, чтобы усыпить бдительность пользователей».
Как отмечает член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин, если взрослая аудитория так или иначе уже начинает прислушиваться к советам по киберграмотности, регулярно звучащим в медиапространстве, многие дети по-прежнему игнорируют подобные предупреждения.
Правила YouTube сегодня запрещают мошенничество на этом сервисе и предполагают удаление уличенного в таких действиях канала или аккаунта. В случае с описанной мошеннической схемой необходимо разобраться, применяет YouTube это правило или нет, реагирует ли на жалобы пользователей и требования Роскомнадзора или бездействует, подчеркивает исполняющий обязанности директора Института конкурентной политики и регулирования рынков НИУ ВШЭ, партнер КА «Муранов, Черняков и партнеры» Олег Москвитин. «Если сервис с этими нарушениями не борется, безусловно, это недопустимо и требует соответствующей реакции со стороны Роскомнадзора и государства в целом, в том числе органов прокуратуры, например. Тем более, если такое бездействие наблюдается не повсеместно, а в отношении только российского сегмента и конкретно российских школьников», - заявил эксперт.
Что касается защиты пострадавших от мошенничества граждан, то этим должны заниматься правоохранительные органы, напомнил Москвитин. При этом важна оперативная реакция со стороны правоохранительных ведомств на ситуацию, тем более что под прицелом мошенников оказываются дети и подростки. Со стороны YouTube также должна последовать реакция, однако, так как сегодня ждать ее не приходится, проще вести работу по популяризации правил безопасного поведения на этой площадке, раз уж там случаются такие ситуации. «Не менее, чем правоохранительная работа, важно активное цифровое просвещение молодежи и граждан в целом, поднятие проблемы не только на уровне правоохраны, но и структур по защите детей или школьного образования, например. В конце концов это могут быть и отдельные систематические занятия в учебных заведениях с профессионалами в области кибербезопасности и правоохраны. Очевидно, что на данном этапе мы имеем дело с частным проявлением мошенничества, которое может изменяться и принимать другие формы в будущем, не ограничиваясь только YouTube», - добавил Москвитин.
Сегодня дети стали выбирать информатику для сдачи ЕГЭ в два раза чаще, чем раньше, и при этом в стране работает множество дополнительных проектов, где школьники могут получить углублённые знания по цифровым дисциплинам, рассказывала ранее председатель Комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова.