«Каждый год прогресс идет всё дальше, и мы должны продолжать двигаться за ним, чтобы выполнять все пожелания и задумки сегодняшних художественных руководителей театров». Директор Александринского театра Григорий Попов
В Петербурге на Новой сцене Александринского театра прошла двухдневная международная культурно-образовательная конференция, посвященная такой важной и актуальной теме, как «Подготовка театрально-технического персонала». На конференции присутствовали представители ведущих театров Санкт-Петербурга, прессы, а также студенты театральной академии культурной столицы России и делегация из Авиньона (Франция).
Театральная встреча, которая является, безусловно, важным этапом в развитии театра по «техническому пути», состоялась по инициативе директора ТЮЗа им. А.А. Брянцева Светланы Лаврецовой (Россия) и вице-мэра г. Авиньона по вопросам туризма, международных отношений и городов-побратимов Жака Монтеньяка (Франция).
На самом деле, сотрудничество между Россией и Францией в совместном театральном проекте «Санкт-Петербург – Авиньон. Санкт-Петербургские сезоны – 2016» началось годом раньше, когда на сцене Авиньонской оперы французская публика заново открыла для себя петербургский театр в абсолютно разных жанрах – от классики до модерна. Творческо-организационная команда ТЮЗа им. А.А. Брянцева совместно с руководством Петербурга и Авиньона привезли в юго-восточную коммуну Франции не только прославленный русский классический балет, но и современные танцевальные постановки, а также кукольные и драматические спектакли, выставки и, конечно, образовательные программы при участии специалистов первых театральных ВУЗов. Благодаря этому громкому театральному проекту искушенный французский зритель смог увидеть знаменитые балеты «Пахита» и «Шопениана» Театра балета им. Леонида Якобсона, громкую и неоднозначную постановку Максима Диденко и Владимира Варнавы «Шинель. Балет», спектакль «Идиот. Возвращение» от театра «Мастерская», представление «Цирк», а также яркую выставку от Театра марионеток им. Е.Деммени, фотоработы Алексея Сильникова «Волшебный Петербург», а также любимый петербургской публикой спектакль ТЮЗа им. А.А. Брянцева «Маленькие трагедии». В то же самое время (осенью 2016 года) заведующие постановочными цехами петербургских театров прошли обучение в Высшей школе сценических искусств г. Авиньона, где познакомилась с новыми методами планирования и структурирования «закадровых» работ при запуске театральной постановки.
Естественно, что после такого внушительного старта в русско-французском театральном сообществе останавливаться не захотели, и 23-24 марта 2017 года по приглашению директора ТЮЗа им. А.А. Брянцева Светланы Лаврецовой представители Высшей школы сценических искусств г. Авиньона в лице директора Давида Бурбонно, сценографа Жан-Пьера Дема и управляющего Фабриса Бонджиорни прибыли в театральную столицу России.
Эти дни были очень информационно и эмоционально насыщенными. 23 марта спикеры от французской и российской сторон очень много говорили о системах подготовки театрально - технического персонала (именно эта тема была заявлена как основная), а также делились своим бесценным опытом в работе с техническим оборудованием при организации театральных постановок. Ректор и профессор кафедры русского театра Российского государственного института сценических искусств Александр Чепуров и директор Давид Бурбонно школы сценических искусств г. Авиньона рассказали об истории возникновения «закулисной культуры» - технической составляющей театра, без которой театр в том виде, в котором его привык видеть зритель сегодня, не смог бы существовать, а также поведали о современном состоянии учреждений, подготавливающих «вспомогательный» театральный персонал. Бурбон, в свою очередь, обозначил, какие есть учебные программы во Франции для специалистов технических специальностей и предложил студентам из России рассмотреть ВУЗы Марселя и Авиньона в качестве площадок для дальнейшего расширения знаний и повышения квалификации.
Сценограф Жан-Пьер Дема и управляющий Фабрис Бонджиорни развернули оживленную беседу о том, с какими трудностями «с изнаночной стороны» сталкиваются современные режиссеры, и кто на самом деле самый главный в театре. Все выразили огромную надежду на будущее плодотворное сотрудничество между странами и профессиональный обмен не только опытом, но и специалистами.
Во второй части руководитель службы проректора по учебной работе, старший преподаватель кафедры театральной техники и технологии Российского государственного института сценических искусств Александр Берман предметно рассказывал о современной системе профессионально-технического образования в Санкт-Петербурге (с какими проблемами сталкиваются специалисты, на что стоит обратить наиболее пристальное внимание при подготовке кадров, где и как готовят «техническое будущее» театра) и о перспективах ее развития. Помимо всего прочего Александр является главным методистом Школы «Шоу Консалтинг», которая сегодня занимается обучением студентов современным технологиям шоу-бизнеса и внедрение этих технологий в жизнь театров, концертных залов и прокатных фирм. Берман вместе с художником по свету и одним из преподавателей Школы Евгением Ганзбургом (за время своей работы Евгений оформил на территории РФ более 250 спектаклей самых разных сценических жанров – от балета до театра кукол) осветили, какие программы по повышению квалификации и качественному обучению специалистов, чья деятельность связана с работой в театрально-зрелищных предприятиях, реализует сегодня «Шоу Консалтинг» в Петербурге.
Второй день конференции был в большой степени ориентирован на практический опыт российской стороны. Гостей встретил хозяин творческой площадки, директор Александринского театра Григорий Попов, который ради участия в коллаборации специально приехал из Москвы с премии «Золотая Маска», в которой Александринский театр принял участие, представив свои спектакли «По ту сторону занавеса» и «Ворон».
Григорий Борисович с 15 лет «работает в Александринке», а в 2004 году он занял пост технического директора театра. Именно тогда и было принято решение о технической реконструкции основной сцены театра. «Сотрудников постановочной части я прошу подготовить техническое задание, и мне приносят – вспоминает Попов – один листок формата А4 на реконструкцию основной сцены Александринского театра. Мне хватило моих знаний, чтобы понять, что одного листка, наверное, недостаточно. И я обратился к своему коллеге, который возглавлял тогда постановочно-техническую часть в Мариинском театре, который и помог мне подготовить ТЗ на реконструкцию сцены театра, и это был вот такой толщины талмуд. Я все это рассказываю для того, чтобы не превращать всю нашу встречу в какую-то формальную историю. Это действительно очень важно, это действительно очень тонкая материя».
В подтверждении всей серьезности проделанной работы директор театра предложил всем участникам конференции посетить основную сцену Александринского и увидеть собственными глазами все те изменения, которые претерпело техническое оснащение театра с 2005 года. На экскурсии французская сторона отметила, что очень многое из того, что есть сегодня на «современной» основной сцене Александринского театра широко используется в Европе и в частности в театрах города Авиньона.
В обращении к студентам, присутствующим в зале и осваивающим сейчас технические специальности, Попов призвал учитывать архитектуру и логистику театра: «Если вы работаете в театре, то надо не забывать, что театр – вещь абсолютно индивидуальная и об этом все время необходимо помнить всем техническим специалистам (вне зависимости от опыта) любой направленности».
На примере спектакля «Маскарад», который сегодня идет с оглушительным успехом на основной сцене Александринского театра в своей интерактивной презентации сотрудники технического цеха театра рассказали о всех нюансах и высоких технологиях в постановке, о которых даже не догадывается зритель, но несомненно видны глазу специалиста.
Помимо основной сцены желающим было предложено посмотреть техническое оснащение Новой сцены Александринского театра, которая на сегодняшний день признана самой современной театральной площадкой Петербурга по своему техническому оснащению (зал на 300 мест с трансформируемой сценой, учебный корпус с помещениями для лекций и репетиций, суперсовременный медиацентр с возможностью интернет-трансляций). Ведущий преподаватель Высшей школы сценических искусства г. Авиньона и сценограф Жан-Пьер Дема отметил, что блэк бокс (black box) Новой сцены устроен так же, как и в учебном театре в Авиньоне; все механизмы сделаны в ключе последних технологических разработок Европы и отвечают всем требованиям современных театральных площадок.
После «визуальной части» конференции, гости и спикеры вернулись в зал, где художественный руководитель Театра Юношеского творчества, режиссер и драматург Евгений Сазонов продолжил разговор об удивительном мире театра и его не только «видимой, но и невидимой стороне». Всю свою жизнь (60 лет) Евгений Юрьевич посвятил себя театру и уже много лет передает всю свою любовь к сцене молодому поколению. Главный принцип ТЮТа, как говорил его основатель и первый художественный руководитель Матвей Григорьевич Дубровин, – это «не строить с детьми модель профессионального тетра, а использовать театр как средство, как среду».
Сазонов делился с участниками конференции атмосферой и пространством «производства» влюбленных в театр людей. Возможно, многие не знают, что в ТЮТе дети помимо того, что обучаются актерскому мастерству, учатся также работе со светом, гримом, с материалами в бутафорском цехе. Они с момента поступления сразу же становятся частью производственного цеха, где под руководством любящего детей и свою профессию педагога, учатся всем премудростям технических театральных профессий.
Евгений Сазонов: «Мы воспитываем детей в любви к театру и театральной технике. Мы воспитываем не только любовь, а уважение. Никто не может встать на сцену в ботинках, если это только не театральный костюм. Мы воспитываем в детях отношение к сцене как к святыне».
Следом за Евгением Юрьевичем выступил выпускник ТЮТа 1981 года, а ныне заместитель заведующего художественно-постановочной частью Большого Театра России и старший преподаватель «Высшей Школы сценических искусств» и «Школы –студии МХТ»- Сергей Годунов. Сергей Валентинович рассказал о программах «Высшей школы сценических искусств», которые могут быть сегодня полезны и интересны всем тем, кто занимается организацией работы художественно-постановочной части театра и художественно-производственных мастерских.
И в завершении конференции выступила Татьяна Артамонова, заведующая постановочной частью Санкт-Петербургского театра «Мастерская» – человек, который благодаря российско-французскому театральному проекту «Санкт-Петербург – Авиньон»
прошел обучение во Франции и учился звуку и планированию спектакля вместе со студентами Высшей школы сценических искусств г. Авиньона.
Под занавес русская и французская стороны обменялись памятными подарками и договорились об интенсивном продолжении коллаборации двух театральных столиц.
Организаторы конференции выражают искреннюю благодарность Правительству Санкт-Петербурга и консульству Франции в Санкт-Петербурге, а также Французскому институту в России за поддержку и помощь в проведении международной культурно – образовательной конференции, призванной объединить опыт двух стран и распространить современное культурно-просветительское образование с использованием самых передовых технологий.
Текст: Оксана Васько