ента новостей

22:23
В Роскомнадзоре рассказали, как используют автоматическую систему контроля за правомерностью сбора данных на сайтах
22:12
В Зеленогорске завершили реставрацию фасадов Казанской церкви
22:10
Петербургская шахматистка Татьяна Гетьман продолжает лидировать на «Moscow Open», набрав 5,5 очков за 6 туров, у Ольги Кармановой – 5 очков и 4-е место
22:04
В Петербурге хотят сделать переулок Виктора Цоя
21:35
Дмитрий Узинский перешёл в баскетбольный «Зенит»: контракт рассчитан на один сезон
20:57
Российская шахматистка Екатерина Лагно проиграла свой матч 1/8 финала Кубка мира на тай-брейке, в четвертьфинал попали четыре индийских и три китайских участницы турнира
20:15
Госдума приняла закон об усилении ответственности за пропаганду запрещенной символики
19:21
Госдума приняла во втором чтении законопроект о штрафах за рекламу VPN и доступ к экстремистским материалам
15:19
Жителя Ленобласти подозревают в поджоге летнего дома в Бурнево
15:15
В Петербурге задержана 16-летняя курьер мошенников, обманувших пенсионерку с улицы Беринга
15:08
«Единая Россия» запускает акцию «Собери ребёнка в школу»
15:02
Разводку моста через реку Свирь проведут для прохода вверх по реке состава судов
14:54
В петербурге поймали двоих подозреваемых в грабеже на набережной Фонтанки
10:51
В Мурино группа подростков ограбила школьника
10:42
Заражений ВИЧ стало меньше
10:40
В Петербурге посетители бара разоружили мужчину с ружьем
10:34
Школьники Петербурга обучатся профессии
10:07
Правонарушений на транспорте стало меньше
09:48
Петербург в топ-5 по кредиткам
01:48
Петербургские шахматисты Лобанов и Шубин после 4-го тура «Moscow Open – 2025» набрали по 3,5 очка, у пятёрки лидеров – по 4 очка
23:25
Петербургская шахматистка Татьяна Гетьман во второй день «Moscow Open» обыграла Алину Бивол и Дарью Войт, набрала 4 очка и единолично лидирует
23:01
Защитник «Зенита» Сергей Волков отправляется в аренду в «Сочи»: права выкупа нет
11:46
В Ленобласти задержали подозреваемого в серии краж из домов и гаражей
11:40
В Новое Девяткино дорожный конфликт закончился применением перцового баллончика
11:35
В Гатчине задержали мужчину, ударившего ножом подругу
11:23
В центре Петербурга группа подростков ограбила прохожего
11:10
В Пушкине задержали уличного грабителя
10:53
На трассе «Нарва» в ДТП пострадал подросток на питбайке
10:25
Не хватает кадров на заводах Петербурга
10:18
Петербург вошел в тройку регионов с наибольшими кухнями в квартирах
Все новости
Питерец.ру » Культура » Выставка "Обаяние архаики"

Выставка "Обаяние архаики"

Фото:
mispxx-xxi.ru
Выставка скульптуры и графики М. М. Ершова "Обаяние архаики"

Михаил Михайлович Ершов вошел в историю искусства Ленинграда 1970-х годов, как один из молодых художников поколения «семидесятников», способных к критическому отношению к действительности. При этом художнику была не чужда проблематика современной советской жизни, обращенная к социальным достижениям, он был готов выполнять скульптурно-архитектурные проекты для общественных зданий на тему «пионерии», спорта, трудовых подвигов, стремился активно участвовать в выставках современного ленинградского искусства. 

К сожалению, его знаменитые женские фигуры, воплощающие в своей архаической пластике природные витальные силы, которые характерны далеко не каждому историческому времени, в Ленинграде 1970-х и 1980-х годов у «членов  худсоветов» и  критиков вызывали активное неприятие. Предлагали выставлять портреты. В то время как художник, будучи чутким организмом, замечательно почувствовал дух своего времени – эпохи небывалых строек, романтики, а главное, тот духовный и физический потенциал молодых сил страны, способных на трудовые подвиги.

В 1970-е годы официальная государственная псевдореалистическая традиция, которая была сильна своей властью, в художественном отношении становилась все более бессильной, использовала штампы, известные плакатные приемы. Неумолимо наступало время нового искусства, новых художественных форм. Подобное новаторское отношение пробуждалось в самых разных сферах культуры – литературе, поэзии, театре, кино, разных видах художественного искусства.

Ершов, родившийся в семье замечательного живописца Михаила Ивановича Ершова, воспринял от отца то глубокое восхищение природой, натурой, которыми дышат все его холсты. Скульптору Ершову надо было найти свой художественный язык, способный передать уже свое глубокое восхищение непреложной силой вечно обновляющейся природы. Женская фигура стала для скульптора этим символом и предметом воплощения.

Художник почти сразу, уже в первых произведениях нашел ту единственную для себя пластическую форму – лаконичную, обобщенную, монументальную – внешне близкую к скульптуре далеких исторических эпох и в то же время, уже с успехом освоенную европейскими мастерами, начиная с начала ХХ века. Архаика оказалась привлекательной многими качествами, среди них – отсутствие анатомических знаний, которые на протяжении истории превращали скульптуру в бронзовый слепок с натуры. Древние скульптуры, бывшие предметами культа, сохранявшие глубинную связь с сакральностью, религиозным видением мира, поражали наших современников совсем иным способом пластического мышления, своей непосредственностью и такой содержательной пластической обобщенностью формы.

Ершов изначально ощущал себя скульптором-монументалистом и смело встал на этот путь. Его скульптурные идеи значительного масштаба требовали обобщенной крупной формы, это доказывает скульптура «Идущая мать», выполненная в гипсе в 1976 году, а также произведения, выполненные на скульптурных симпозиумах. Даже в своих произведениях «малой формы» он руководствовался принципом монументальности формы, присущим ей изначально, и тем  декоративным чувством, которое уводит скульптуру от обыденности, сюжетности, от «рассказа» в сторону созерцания пластического объема, ритмических соотношений, соотнесенности с пространством, не нарушающего гармонии с предполагаемым окружением её в природной среде. 

Ершов – художник обостренного духовного склада, на протяжении всей жизни размышлявший о проблемах искусства прошлого и своего времени, но более всего – о той ответственности, которую возложил Создатель и Творец на того, кто назвал себя художником и «дерзает» на «сотворчество». 

Тяжелые 1990-е, когда был налицо полный упадок общества, страны, сменили 2000-е. В эти годы в художнике произошли значительные внутренние перемены, он больше уединялся в мастерской, изменился даже стиль общения, круг чтения. Изменились приоритеты в пластике, на смену мощной жизненной силе женских фигур пришел поиск иной силы – невидимой, духовной. Это – его небольшие произведения последних десятилетий на тему матери и дитя, их невыразимой духовной связи, отдельные фигуры «предстоящих», «мучеников», которые заняли все полки большой мастерской на Песочной набережной. Фигуры постепенно «вызревали» в сознании автора, наполнялись драгоценным содержанием. Размер здесь не имел значения, всё было сосредоточено на «преображении» в пластику главного смысла. Не заботясь о переводе пластилина в гипс или бронзу, о сохранности старых «пластилинов», он работал, как священнодействовал, достигая результата только ему понятным способом. 

Выставка скульптуры и графики М. М. Ершова демонстрирует всю сложность пути замечательного художника, находившегося в постоянном жизненном и творческом поиске.

Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков

г. Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 103

4 октября – 13 ноября 2022

Источник: Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков

Добавьте комментарий

Войти через

Похожие публикации

Наверх