ента новостей

09:28
Ревакцинация продолжается
09:10
Как обращаться с фейерверками
08:35
Транспортом довольны?
17:59
В Красноборском переулке завершился капитальный ремонт наружного освещения
16:11
На Университетской набережной начинаются ремонтные работы
16:08
В поселке Лисий Нос построили современный водопровод и канализацию
15:59
В Петербурге задержали угонщика автомобиля «Фольксваген Поло»
15:56
Полицейские разыскали женщину с четырехмесячным ребенком, которого она самовольно забрала из реанимации
15:53
В Петербурге и Ленобласти завершилась межведомственная комплексная оперативно-профилактическая операция «Дети России-2022»
15:51
Молодежные парламенты Петербурга и ДНР заключили Соглашение о сотрудничестве
15:49
Михаил Барышников поздравил сотрудников Родильного дома № 10 с юбилеем учреждения
15:47
Это ваши «хотелки» — петербуржцы раскритиковали Смольный за платные парковки
15:33
Губернатор Ленобласти передал главе Енакиево автомобиль и компьютерную технику для полиции и администрации подшефного города
15:16
Фуру сложило на Мурманском шоссе
15:10
СПбГУ и Эрмитаж представили совместное издание о растениях в произведениях искусства музея
14:55
В Курортном районе в ДТП пострадал 6-летний пассажир
14:51
В Петербурге полицейские выявили группу торговцев немаркированным алкоголем
14:47
В ДТП на Арсенальной набережной постродали трое человек
14:41
В Петербурге задержали лжемебельщика, обманувшего двух женщин
14:38
В Петербурге в квартире мужчины обнаружено около килограмма амфетамина
14:36
В Колпино задержали мужчину, совершившего разбойное нападение на магазин
12:26
Историко-патриотический проект «Герои и подвиги» откроется в Историческом парке
12:24
На Новой сцене Александрийского театра прошло вручение премии «Золотой пеликан»
12:21
Благодаря вмешательству прокуратуры женщина-инвалид обеспечена жизненно необходимыми лекарствами
11:24
В Красносельском районе конфликт пешехода и автовладельца закончился стрельбой
10:16
Пенсионерка из поселка Тельмана после звонка мошенников лишилась 155 тысяч рублей
10:07
В Сосновом Бору пенсионерка отдала аферистам 300 тысяч рублей
09:45
При поддержке депутатов в зону СВО отправлены элементы боевой экипировки и теплые вещи
09:38
В Ленобласти лоб в лоб столкнулись большегруз "Volvo" и "Лада Веста". Водитель легковушки погиб
09:35
Что с высокими технологиями?
Все новости
Питерец.ру » Культура » Выставка "Обаяние архаики"

Выставка "Обаяние архаики"

Фото:
mispxx-xxi.ru
Выставка скульптуры и графики М. М. Ершова "Обаяние архаики"

Михаил Михайлович Ершов вошел в историю искусства Ленинграда 1970-х годов, как один из молодых художников поколения «семидесятников», способных к критическому отношению к действительности. При этом художнику была не чужда проблематика современной советской жизни, обращенная к социальным достижениям, он был готов выполнять скульптурно-архитектурные проекты для общественных зданий на тему «пионерии», спорта, трудовых подвигов, стремился активно участвовать в выставках современного ленинградского искусства. 

К сожалению, его знаменитые женские фигуры, воплощающие в своей архаической пластике природные витальные силы, которые характерны далеко не каждому историческому времени, в Ленинграде 1970-х и 1980-х годов у «членов  худсоветов» и  критиков вызывали активное неприятие. Предлагали выставлять портреты. В то время как художник, будучи чутким организмом, замечательно почувствовал дух своего времени – эпохи небывалых строек, романтики, а главное, тот духовный и физический потенциал молодых сил страны, способных на трудовые подвиги.

В 1970-е годы официальная государственная псевдореалистическая традиция, которая была сильна своей властью, в художественном отношении становилась все более бессильной, использовала штампы, известные плакатные приемы. Неумолимо наступало время нового искусства, новых художественных форм. Подобное новаторское отношение пробуждалось в самых разных сферах культуры – литературе, поэзии, театре, кино, разных видах художественного искусства.

Ершов, родившийся в семье замечательного живописца Михаила Ивановича Ершова, воспринял от отца то глубокое восхищение природой, натурой, которыми дышат все его холсты. Скульптору Ершову надо было найти свой художественный язык, способный передать уже свое глубокое восхищение непреложной силой вечно обновляющейся природы. Женская фигура стала для скульптора этим символом и предметом воплощения.

Художник почти сразу, уже в первых произведениях нашел ту единственную для себя пластическую форму – лаконичную, обобщенную, монументальную – внешне близкую к скульптуре далеких исторических эпох и в то же время, уже с успехом освоенную европейскими мастерами, начиная с начала ХХ века. Архаика оказалась привлекательной многими качествами, среди них – отсутствие анатомических знаний, которые на протяжении истории превращали скульптуру в бронзовый слепок с натуры. Древние скульптуры, бывшие предметами культа, сохранявшие глубинную связь с сакральностью, религиозным видением мира, поражали наших современников совсем иным способом пластического мышления, своей непосредственностью и такой содержательной пластической обобщенностью формы.

Ершов изначально ощущал себя скульптором-монументалистом и смело встал на этот путь. Его скульптурные идеи значительного масштаба требовали обобщенной крупной формы, это доказывает скульптура «Идущая мать», выполненная в гипсе в 1976 году, а также произведения, выполненные на скульптурных симпозиумах. Даже в своих произведениях «малой формы» он руководствовался принципом монументальности формы, присущим ей изначально, и тем  декоративным чувством, которое уводит скульптуру от обыденности, сюжетности, от «рассказа» в сторону созерцания пластического объема, ритмических соотношений, соотнесенности с пространством, не нарушающего гармонии с предполагаемым окружением её в природной среде. 

Ершов – художник обостренного духовного склада, на протяжении всей жизни размышлявший о проблемах искусства прошлого и своего времени, но более всего – о той ответственности, которую возложил Создатель и Творец на того, кто назвал себя художником и «дерзает» на «сотворчество». 

Тяжелые 1990-е, когда был налицо полный упадок общества, страны, сменили 2000-е. В эти годы в художнике произошли значительные внутренние перемены, он больше уединялся в мастерской, изменился даже стиль общения, круг чтения. Изменились приоритеты в пластике, на смену мощной жизненной силе женских фигур пришел поиск иной силы – невидимой, духовной. Это – его небольшие произведения последних десятилетий на тему матери и дитя, их невыразимой духовной связи, отдельные фигуры «предстоящих», «мучеников», которые заняли все полки большой мастерской на Песочной набережной. Фигуры постепенно «вызревали» в сознании автора, наполнялись драгоценным содержанием. Размер здесь не имел значения, всё было сосредоточено на «преображении» в пластику главного смысла. Не заботясь о переводе пластилина в гипс или бронзу, о сохранности старых «пластилинов», он работал, как священнодействовал, достигая результата только ему понятным способом. 

Выставка скульптуры и графики М. М. Ершова демонстрирует всю сложность пути замечательного художника, находившегося в постоянном жизненном и творческом поиске.

Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков

г. Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 103

4 октября – 13 ноября 2022

Источник: Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков

Добавьте комментарий

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Войти через

Похожие публикации

Новости из сети

СМИ24

Наверх