5 декабря на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации внесен законопроект № 248871-8, предлагающий поправки в Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Законодательная инициатива разработана в развитие законодательства о госпабликах, так как в действующей версии ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ» возможность обращения в госорганы через соцсети не предусмотрена. Поправки направлены на предоставление гражданам права обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления, а также к должностным лицам через их официальные страницы в социальных сетях.
Одной из основных поправок стала новая редакция пункта 1 статьи 4, в котором будет зафиксирована возможность обращения граждан в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностным лицам через официальные страницы в соцсетях с предложениями, заявлениями или жалобами. При подаче обращения через социальные сети гражданин обязан указать свои фамилию, имя, отчество и адрес электронной почты. Необходимость указания электронной почты вызвана тем, что иногда невозможно отправить ответное сообщение с официальной страницы в адрес конкретного гражданина. Также заявитель имеет право указать в обращении форму ответа – например, не только сообщением в социальной сети, но и с помощью электронной почты или обычной почты.
Законопроект также устанавливает обязанность государственных органов и органов местного самоуправления направлять ответы на обращения или уведомления о переадресации обращения с помощью ответных сообщений в соответствующих социальных сетях. Член Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, один из основателей Цифровой долины Прикамья Антон Немкин, подчеркнул, что законопроект стал логичным продолжением принятого в июле Федерального закона об обязательном ведении госпабликов всеми государственными и муниципальными ведомствами и должностными лицами, который начал действовать с 1 декабря 2022 года. Людям должно быть комфортно общаться с должностными лицами, где бы это ни происходило – в федеральном центре или в городах и поселениях в регионах, уверен депутат. Он напомнил, что с этой же целью был подготовлен законопроект № 184897-8, который так же предлагает корректировки ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»: эти поправки предусматривают возможность направления обращений граждан при помощи Единого портала государственных и муниципальных услуг.
«Общение через электронную почту постепенно переходит в область архаики. Перенос же общения госорганов и граждан России в социальные сети отличает три неоспоримых преимущества – это ускоряет процесс, использование современных мессенджеров намного удобнее других инструментов коммуникаций, и, самое главное, это кратно увеличивает возможности контроля своевременной обработки и предоставления ответов», - сказал парламентарий.
Напомним, что законопроект позволяет каждому зарегистрированному пользователю портала «Госуслуги» не только подавать обращения через портал, но и там же получать ответ. Ранее такую возможность не использовали, так как, во-первых, не была понятна точка входа для обращения, а, во-вторых, невозможно было полностью идентифицировать заявителя и указать адрес, по которому должен прийти ответ. Теперь же с развитием портала и Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) эта задача решена. С учетом внесенных корректировок процедура полностью соответствует требованиям законодательства.
Генеральный директор АНО «Цифровая долина Прикамья» Алексей Ландарь напомнил, что Минцифры России и АНО «Диалог Регионы» начали активную работу с госпабликами через Центры управления регионом еще в июле 2022 года, как только Госдумой были приняты изменения в два федеральных закона - «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».
«Поскольку ситуация с открытием госпабликов в Прикамье давно и качественно проработана, и большинство организаций открыли свои страницы в российских социальных сетях, после вступления в силу поправок о коммуникациях в соцсетях наши специалисты смогут оперативно получить обратную связь как от гогсорганов, так и от жителей края. Мы проведем подробный анализ первых этапов применения нового регулирования, также учтем все замечания и предложения с обеих сторон и дадим экспертное заключение о возможных направлениях улучшения или модификации тех или иных аспектов этой работы», - сказал Алексей Ландарь.