Электронная цифровая подпись для директора
Сегодня в России действует специальный порядок выдачи электронных подписей (ЭП, ранее ЭЦП) руководителям организаций или ИП. ЭП применяется во всех электронных сервисах и заменяет собой рукописную подпись директора, юридического лица или индивидуального предпринимателя, гарантируя авторство.
Стоит отметить, что руководители организаций и ИП могут применять только КЭП. Такая ЭП используется для:
● Ведения электронного документооборота, включающего подписание счетов-фактур, договоров и др.
● Работы на портале Госуслуг и других, принимающих КЭП.
● Подачи отчетности в Федеральную налоговую службу через личный кабинет налогоплательщика.
● Участия в электронных торгах, в том числе в тендерах на государственные закупки.
Руководитель организации или ИП вправе получить электронную подпись в Федеральной налоговой службе или в удостоверяющем центре, в котором присутствует доверенное лицо ФНС. Предпринимателю необходимо предоставить паспорт гражданина, СНИЛС, ИНН, USB-токен и сертификат, подтверждающий его соответствие для записи на него ключей ЭП.
Как правило, получение подписи руководителя организации или индивидуального предпринимателя через удостоверяющий центр предполагает следующие услуги:
● Выбор удобного центра, где присутствует доверенное лицо ФНС, для сверки личности.
● Помощь в подготовке необходимых документов.
● Выбор носителя для записи цифровой подписи.
● Настройка рабочего процесса на компьютере заказчика.
Важный шаг в получении цифровой подписи — установка программы КриптоПро CSP либо ПО другого провайдера, обеспечивающей корректную работу ЭП. Без средства криптозащиты нельзя работать с электронной подписью. Стоит уточнить, что установить программное обеспечение будет необходимо на каждое устройство, с которого руководитель бизнеса будет работать. Если глава компании планирует подписывать документы как с офисного десктопа, так и с домашнего планшета, ему необходимо будет приобрести две лицензии.
Как правило, достаточно одного визита в ФНС для получения сертификата электронной подписи для руководителя организации. Ведь граждане могут подать заявление на получение квалифицированной электронной подписи через личный кабинет налогоплательщика. Заполнить его руководители организаций могут онлайн в кабинете для юрлиц или в личном кабинете индивидуального предпринимателя. Это позволит сэкономить время. После проверки поданных сведений в личный кабинет придет уведомление о ее завершении.
Для главы организации, получающего электронную цифровую подпись, необходим личный визит в ФНС. Для получения ЭЦП на директора не допускается отправка своего представителя, даже по доверенности.
Оформляя ЭП для директора в ФНС или УЦ, где есть доверенное лицо налоговой службы, обратить внимание стоит на удобство использования программного обеспечения и опцию технической поддержки. Электронная подпись должна легко устанавливаться и быть совместима с различными системами.