Средний пользователь интернета в России проводит в сети более четырех часов в день, а молодое поколение - до пяти часов, показало исследование группы «Циркон», проведенное по заказу НИУ ВШЭ. Почти 80% россиян говорят о том, что пользуются доступом в интернет регулярно, а 96% молодых людей регулярно заходят в соцсети и мессенджеры. Медипотребление в сети пережило несколько трансформаций за последний год, рассказал член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин, и одним из главных итогов стал переход аудитории на отечественные платформы, которые выстраивают информационное пространство, адаптированное под российских пользователей, и защищают их от фейков.
К концу 2022 года произошла еще одна трансформация медиапотребления – теперь россияне стараются меньше слушать новости, чтобы избегать негативных эмоций, подтверждает другое исследование группы «Циркон», проведенное также по заказу НИУ ВШЭ. Согласно данным опроса, полное согласие с тезисом «Вы стараетесь реже слушать новости, чтобы избегать негативных эмоций» выражают 30,3% опрошенных, частичное согласие - еще 10,9%. При этом значительную часть времени россияне все равно проводят в сети, в основном в мессенджерах и соцсетях. Как выяснили в «Циркон», ими пользуются почти все россияне в возрасте до 25 лет (96,2%).
Свежие данные исследовательской компании Mediascope за март показали, что ежедневно в российскую социальную сеть «ВКонтакте» заходят 43,7% россиян старше 12 лет. Ежедневная аудитория соцсети держится на отметке в 53,3 млн пользователей с февраля текущего года - по этому показателю в России она обходит даже Telegram и YouTube.
«Растет популярность и у отечественного видеохостинга Rutube – в феврале туда ежедневно заходили 1,4 млн человек, а в марте – уже 1,5 млн. Ежемесячная аудитория также увеличилась на 2 млн с февраля и добралась до отметки в 19,9 млн. Для сравнения – в запрещенные соцсети Facebook и Instagram, которые принадлежат экстремисткой корпорации Meta, продолжают ежедневно заходить всего 1,8 млн и 7,1 млн человек соответственно. Такие цифры говорят о том, что пользователи выбирают российские платформы», - говорит Антон Немкин.
Сами ресурсы сделали большой рывок в своем развитии за последние несколько лет, и аудитория это оценила, отмечает депутат.
Как отметил исполняющий обязанности директора Института конкурентной политики и регулирования рынков НИУ ВШЭ, партнер КА «Муранов, Черняков и партнеры» Олег Москвитин, в целом постоянное увеличение количества времени, которое россияне сегодня проводят в интернете, связано с тем, что сеть дает существенные дополнительные возможности для образования, получения актуальной информации, самореализации и творчества. Однако многочасовое пребывание в интернете может нанести непоправимый ущерб психике и вызвать зависимость от компьютерных игр или виртуального общения. Количество времени, которое россияне отдают гаджетам, непосредственно связано с этими проблемами.