Работники контрольно-счётной палата провели аудиторскую проверку ГУП «Петербургский метрополитен» и выявили, что руководство питерской подземки при строительстве наземных вестибюлей станций, над которыми высились многоэтажные торгово-развлекательные комплексы, допустило финансовые нарушения почти на 9,5 миллиардов рублей.
В период правления Валентины Матвиенко КУГИ передал участки общей площадью более трёх с половиной гектаров, прилегающих к строящимся наземным выходам станций метростроителям с целью привлечения к строительству крупных инвесторов, которые должны были взять на себя львиную долю всех расходов на строительство и принести ощутимую прибыль в городской бюджет.
Уже тогда все эксперты хором заявляли, что проект, являющийся лакомым куском для инвесторов, вызовет в городе настоящий ажиотаж в борьбе за право получения этих контрактов.
На деле же подряды были отданы двум холдингам – «Адамант» и «Петромир», заключить контракты с которыми руководство метрополитена решило на закрытом конкурсе, минуя обязательные публичные торги.
В итоге право на возведение коммерческих площадей на четырёх станциях было отдано структурам крупнейшего в городе оператора недвижимости «Адамант» Игоря Лейтиса, Михаила Баженова и Евгения Гуревича. А возведение более десяти тысяч квадратных метров коммерческих площадей всего в минуте ходьбы от Дворцовой площади на станции метро «Адмиралтейская» осуществило ЗАО «Советник», входящее в холдинг «Петромир», принадлежащий Михаилу Мирилашвили.
В общей сложности в бюджет были перечислены смехотворные суммы.
За право приватизировать участки земли и размещение на станциях коммерческой недвижимости инвесторы на станции «Звенигородская» заплатили полтора миллиона рублей, а на станциях «Бухарестская» и «Международная» - соответственно 2,6 и 7,8 миллионов. Строители вестибюля «Адмиралтейской» заплатили в бюджет почти 70 миллионов, но и эта сумма лишь на 20% покрыла действительную стоимость сделки.
Почему в итоге даже самая высокая сумма перечислений в казну в действительности оказалась заниженной более чем в двадцать раз, предстоит определить следствию, если до этого дойдёт дело.
Уже сейчас ясно, что плата за право строительства была никак не меньше рыночной стоимости, только 80% суммы было недоначислено в бюджет и осело в карманах участников "междусобойчика", деливших сладкий пирог заказа.