Здесь хранится более 70 тыс. тонн дизельного топлива и бензина, сообщает Центр жилищно-коммунальной экспертизы.
Необходимый по требованиям техники безопасности контроль состояния резервуаров не проводился много лет, предполагают, что днища построенных в 70-е годы емкостей проржавели, и под нефтебазой накопилось озеро легковоспламеняющегося топлива. Случайная искра - и огненный вал горящего топлива двинется на десятки расположенных рядом производственных, торговых и жилых построек. Люди обоснованно опасаются за свою жизнь: огромная нефтебаза в городской черте – «пороховая бочка».
В апреле 2012 года здесь уже случилась страшная авария – загорелось вытекшее из трубы топливо. Свидетелями пожара стали жители города. Гигантский столб дыма над домами был виден на расстоянии десятков километров. «Мы наблюдали, как тушат траву в непосредственной близости от резервуаров, глотали дым. И нам откровенно не нравится такое соседство. Просто страшно! Дальнейшее использование хранилища может обернуться большой бедой, не говоря уже о социальной напряженности», – транслирует мнение людей представитель общественности Дмитрий Николаев.
Сейчас опасность аварии частично снизилась – с 1 января текущего года Ростехнадзор остановил работу нефтепродуктопровода (НПП) от нефтеперекачивающей станции «Транснефти» «Красный Бор» до «Ручьев», по которому на базу поступало дизельное топливо. Утечка из этой трубы и вызвала тот апрельский пожар.
Нефтепродуктопровод, построенный в 1971 году, представлял опасность не только для северных районов Петербурга. Труба 12 раз проходит под оживленными автодорогами и 9 раз под железнодорожными путями. Трасса НПП за истекшие годы оказалась в селитебной зоне Санкт-Петербургу в опасной близости от торговых и промышленных предприятий и жилых строений.
Однако владелец нефтебазы Петербургская топливная компания (ПТК), несмотря на предписание Ростехнадзора и возможность доставлять на базу топливо по железной дороге, требует восстановить эксплуатацию опасного нефтепродуктопровода. Причина банальна – деньги.
Жители Санкт-Петербурга начали в интернете сбор подписей под требованием закрыть нефтебазу «Ручьи» или перенести ее в безопасное место на территории области. Заявления жителей будут доставляться в электронные приемные администраций Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
По-хорошему, власти города должны были бы сами инициировать закрытие базы, ведь ее состояние и расположение рядом с жилыми домами противоречит всем саннормам и требованиям безопасности. Это тем более необходимо, потому что по Генплану города территория в опасной близости от нефтебазы предназначена под жилую и рекреационную функцию. Однако правительство Санкт-Петербурга пока удовлетворилось ежегодными обещаниями владельцев провести реконструкцию.
«Особые отношения» мэрии Санкт-Петербурга и владельцев ПТК ни для кого не секрет. Транспорт мэрии, а также подразделений МВД, ФСБ и МЧС заправляется на АЗС ПТК, при этом никаких следов обязательных по законодательству конкурсов найти не удалось. И по странному стечению обстоятельств этот факт не заинтересовал ни ФАС, ни МВД, ни прокуратуру.
При этом владельцы ПТК потребовали на уровне Минэнерго сохранить в эксплуатации опасный нефтепродуктопровод. После чего в СМИ была затеяна информационная «войнушка» против «Транснефти». К кампании подключили даже школьников из движения «Молодежная экологическая инспекция Ленинградской области». Дети заявили о необходимости закрыть нефтеперекачивающую станцию «Красный Бор» из-за экологической опасности, что фактически это навредит Санкт-Петербургу - из «Красного Бора» идет продуктопровод к аэропорту «Пулково». Остановка прокачки означает остановку авиасообщения Северной столицы с миром.
По расчетам экспертов, доставка тонны нефти в «Ручьи» железнодорожными цистернами обойдется ПТК на 130 рублей дороже, чем по трубе. При объемах перекачки в 200 тыс. тонн (данные на 2014 год) доходы владельцев ПТК сократятся на 26 млн рублей.
Численность населения, проживающего и работающего в северных районах Санкт-Петербурга, ориентировочно составляет около 2 млн человек, из которых примерно 400 тыс - дети. Таким образом, здоровье и безопасность одного ребенка владельцы ПТК оценивают примерно в 60 рублей. По столько заплатили школьникам из экологического движения.