Россиян могут обязать регистрировать электросамокаты и гироскутеры в ГИБДД наравне с автомобилями. Соответствующие поправки в законодательство уже разработаны властями, сообщает газета «Известия». Ставить так называемые «средства индивидуальной мобильности» на учет нужно будет в личном кабинете на портале «Госуслуги» в течение 10 дней после приобретения. Если этого не сделать, будут наложены штрафы. По мнению экспертов, предлагаемые нормы станут более чем своевременным решением на фоне растущей популярности СИМ, при этом они должны быть обязательно доработаны с учетом возникающих вопросов.
В законе «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации» могут появиться новые нормы – законопроект, разработанный в Госдуме, предлагает распространить его действие на так называемые «средства индивидуальной мобильности» (СИМ). Это означает, что в случае принятия законопроекта россияне должны будут регистрировать свои электросамокаты и гироскутеры в ГИБДД наравне с автомобилями, а также получать индивидуальные регистрационные знаки для них.
«После регистрации СИМ присваивается государственный регистрационный номер, владелец обязан разместить на нем государственный регистрационный знак, соответствующий действующим стандартам. Если конструкция СИМ не позволяет этого сделать, то эксплуатация такого СИМ на дорогах общего пользования и в пешеходных зонах не допускается», – приводит газета выдержку из пояснительной записки к законопроекту.
Под действие законопроекта попадают электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса, а также ряд других средств передвижения. Зарегистрировать их нужно будет в течение 10 дней после приобретения. Порядок регистрации будет установлен отдельным постановлением правительства, однако сама процедура будет проходить онлайн без посещения ГИБДД – на портале «Госуслуги». Пока не уточняется, смогут ли владельцы СИМ зарегистрировать свое транспортное средство в подразделении ГИБДД.
Штраф за поездку на незарегистрированном СИМ будет колебаться от 500 до 800 рублей. Повторное нарушение обойдется в 5000 рублей, столько же придется заплатить в случае оставления места ДТП и езды в нетрезвом состоянии. Если владелец СИМ будет задержан в нетрезвом состоянии во второй раз, это может привести к административному аресту на 10-15 суток.
Кроме того, поправки также предполагают наложение штрафа в размере 2000 рублей за использование тротуаров и пешеходных зон для движения там, где это запрещено. Проезд на красный свет обойдется в 1000 рублей, а при повторном нарушении – в 5000. За отказ предоставить преимущество в движении пешеходам или тем, кто едет на велосипеде, придется заплатить 1500-2500 руб.
Учитывая постоянно растущее количество электросамокатов и подобных им видов транспорта на улицах российских городов, поправки позволят привести в порядок этот сегмент участников дорожного движения, который пока оставался в серой зоне, считает член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин.
«С наступлением тепла каждый из нас хоть раз уступал на улице дорогу электросамокату или гироскутеру. Интерес к таким способам передвижения более чем понятен – самокаты, сегвеи и прочие подобные средства передвижения позволяют двигаться быстро и достаточно комфортно, избавляя своих владельцев от необходимости стоять в пробках или идти пешком. Но давайте не забывать, что любое транспортное средство представляет собой повышенную опасность, и уже абсолютно очевидно, что бесконтрольное движение даже таких, на первый взгляд, невинных объектов грозит серьезными последствиями. В прошлом году известная журналистка Алена Долецкая попала в ДТП с участием курьера на электровелосипеде – он сбил ее и скрылся с места происшествия. И таких примеров сегодня уже сотни. Государство в последнее время начинает все больше внимания уделять езде на СИМ, вопросы о передвижении на них уже появились даже в ПДД. Соответственно, разрыв между теми же электросамокатами и автомобилями становится все менее существенным, и вопрос установления корректного регулирования все более актуален. Люди должны четко понимать, что управление таким транспортным средством может угрожать не только им, но и окружающим, и подходить к их использованию максимально ответственно», - отметил депутат.
В то же время сами нормы стоит доработать перед их введением, уверен Немкин. «Представляется, что было бы рациональным дать людям альтернативу, – например, предусмотреть возможность проходить регистрацию как онлайн, так и офлайн в ГИБДД. В таком случае люди смогут выбрать подходящий для них способ регистрации», - добавил он.
Новые требования также коснутся сервисов прокатов электросамокатов. При этом одна из крупнейших таких площадок Whoosh считает такие меры несколько преждевременными. В первую очередь, отрасли нужно решить ряд других проблем, заявили в компании. В частности, речь идет об отсутствии порядка размещения СИМ на территориях общего пользования и стандарта образовательной программы, направленной на повышение культуры и этики эксплуатации СИМ. «В вопросе правового регулирования СИМ нужно двигаться, не создавая дополнительных неясностей и неточностей. Сначала решить наиболее актуальные и принципиальные проблемы в области», – замечают представители Whoosh.
Директор Департамента транспорта Фонда «Сколково» Кирилл Жанайдаров также связывает появление новых поправок с недавно принятыми изменениями в ПДД. «Эти изменения вполне ожидаемы, недавно были приняты поправки в правила дорожного движения в области СИМ (с 1 марта 2023 года они вступили в силу), которые, очевидно, и приводят к текущим изменениям. Например, ездить на электросамокатах, электроскейтбордах, гироскутерах и мотоколесах можно не быстрее, чем 25 км/ч. По тротуарам и велодорожкам можно ездить только в том случае, если масса устройства не превышает 35 кг. Также определены и возрастные ограничения - ездить на самокате по проезжей части можно только людям старше 14 лет. При этом само транспортное средство должно иметь тормозную систему и фары белого и красного цвета, то есть технически выглядеть определенным образом. Очевидно, что все новшества, которые касаются правил дорожного движения, должны каким-то образом контролироваться», - рассказал он.
По словам Жанайдарова, когда появились новые правила, у всех возник вопрос - как быть с личными СИМ. «Если с сервисами проката проще, там можно контролировать многие метрики, в том числе технически обеспечивать и контролировать заданное ограничение скорости, то личные СИМ оставались белым пятном», - пояснил он. Спрос на личные электросамокаты и подобные им транспортные средства в целом может упасть, считает эксперт.
«Люди станут меньше их покупать, потому что обязанность по их регистрации будет создавать дополнительные трудности. Но при этом начнет расти рынок кикшеринга – проката электросамокатов): люди, которые раньше купили бы себе самокат, будут теперь брать их в аренду. А кикшеринги точно выполнят все необходимые действия и поставят свои парки на учет. Кроме того, могу предположить, что в ближайшее время, видимо, и камеры научатся распознавать СИМ, поэтому фиксировать нарушения, особенно в части превышения допустимого скоростного режима, станет гораздо проще», - заключил Кирилл Жанайдаров.
Штрафы за углом: самокаты и гироскутеры обяжут регистрировать в ГИБДД
Фото:
Freepik
Россиян могут обязать регистрировать электросамокаты и гироскутеры в ГИБДД наравне с автомобилями.
Обнаружили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, либо нажмите "ОШИБКА"