ента новостей

19:54
Гонконг пережил самый смертоносный пожар за десятилетия.
19:44
Фестиваль «Мир без наркотиков. Мы выбираем жизнь!» – 2025
19:33
В Петербурге появится площадь Зенита
19:21
В Петербурге состоялось заседание Координационного совета по делам инвалидов
19:17
В петербургском метро открылась выставка «Артек: 100 лет счастливого детства»
19:14
Выставка «Дорогами войны и мира Евгения Халдея»
19:12
В Ленобласти подвели итоги конкурса «Лучший оздоровительный лагерь»
19:09
В Ленобласти торжественно открыли новый мемориальный комплекс
12:25
В Янино задержали мужчину устроившего поножовщину на складе
12:14
На улице Тельмана инвалид без прав на "Мазде" сбил пожилую женщину
11:58
В Ленобласти поймали рецидивиста, обокравшего дом в садоводстве «Северная Верфь»
11:53
Фестиваль «ПоЧитатели истории»
11:50
Антон Немкин: «Блокировка WhatsApp — вопрос времени»
23:06
СКА победил «Северсталь» со счётом 6:4
19:53
Правительство завершило разработку второго пакета мер против мошенников
19:47
Концерт Штраус – гала в Эрмитаже
11:13
В Ленобласти у многодетных семей появится новая мера поддержки
10:59
В Петербурге задержали подозреваемого в обмане пенсионера на 29,5 млн рублей
10:53
В Госдуме напомнили о рисках скачивания программ из непроверенных источников
10:45
В Ленобласти пьяного водителя на минивэне задерживали со стрельбой и погоней
19:59
Выставка Олега Николаенко «Ничего лишнего»
19:55
Выставка Игоря Васильева «Мультсимволизм»
19:51
Художник Александр Дуал представил новую картину, обыграв легендарный советский бренд
19:47
В Госдуме оценили риски новой кампании заражений через WhatsApp
19:45
Спортсмены из Герценовского университета стали чемпионами региональных соревнованиях по баскетболу
19:41
Петербург сэкономил 3,5 миллиарда на госзакупках
19:36
Губернатор Петербурга и Президент Кубы обсудили вопросы сотрудничества
11:42
В Ленобласти на мосту через реку Тигода перекроют одну полосу в направлении Москвы
11:39
В Гатчине водитель иномарки пострадал после столкновения с экскаватором
11:34
В Петербурге задержали курьера мошенников, обманувших пенсионера с проспекта Ветеранов
Все новости
Питерец.ру » Культура » Выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез»

Выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез»

Фото:
mispxx-xxi.ru
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открывается уникальный выставочный проект «Анималистика. И в шутку, и всерьез»

18 декабря 2024 года в Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открывается уникальный по своей художественной значимости выставочный проект «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Его партнерами стали 36 отечественных музеев, галерей и частных коллекционеров. Богатый изобразительный материал, составивший содержание выставки, призван продемонстрировать анималистическую тематику с разных сторон и порой с совершенно неожиданных ракурсов, что поможет зрителям разобраться в основных тенденциях развития этого художественного жанра в искусстве XX столетия. 

В экспозиции представлено более 150 работ - живопись, графика, скульптура - не только мастеров, непосредственно посвятивших свою жизнь изучению жизни животных, но и тех творцов, которые вовсе не позиционировали себя в качестве анималистов. Произведения всемирно известных художников – Кузьмы Петрова-Водкина (1878 – 1939), Нико Пиросмани (1862 – 1918), Бориса Григорьева (1886 – 1939), Натана Альтмана (1889 – 1970), Климента Редько (1897 – 1956), Святослава Рериха (1904 – 1993), Василия Сварога (1883 – 1946), многих современных авторов – Завена Аршакуни (1932 – 2012), Виталия Тюленева (1937 – 1997), Германа Егошина  (1931 – 2009), Владимира Яшке (1948 – 2018), Анатолия Белкина (род.1953), но также и незаслуженно забытых мастеров, чьи имена станут настоящим открытием не только для любителей искусства, но и для специалистов в области анималистики.

Анималистический жанр раскрывается на выставке через разные тематические блоки: «портрет», где зверь и птица даются крупным планом во всем богатстве характеристики их внешнего облика и поведения, «животные на природе», чьи образы раскрываются в естественной среде их обитания, и композиции, затрагивающие различные стороны «взаимоотношения человека и животных». 

В «портретах» зверей и птиц авторы концентрируют внимание на состоянии животного, характере поведения, на пластике тел, ритме их движения. Здесь порой прослеживается нечто близкое к очеловечиванию образов. Собаки, кошки, лисы, бычки, лебеди, петухи и павлины становятся носителем определенной духовной и эмоциональной сущности. Показателен в этом смысле портрет рыжей собаки Кузьмы Петрова-Водкина («Собака», 1919), который является жемчужиной выставки. Автор создает очень живой и непосредственный образ не просто собаки, но портрет маленького доброго существа с пытливым взглядом умных глаз. 

Особой выразительностью выделяется также скульптурная композиция «Сова», исполненная в бронзе художником-анималистом Александром Белашовым («Сова», 1973). Птица изображена в движении, за долю секунды до того, как, оттолкнувшись от поверхности массивными лапами, взлетит ввысь.

«Животные на природе», представленные в одиночку или группами, интересны художникам с точки зрения передачи особой психологической атмосферы. Животные способны проявить характер, продемонстрировать свой добрый или хищный нрав. Наполненные напряжением герои картин выражают самые разные эмоции – радость, восторг от единства с окружающим миром, трагедию одиночества или потерянности, состояние покоя или энергию действия.  

Одна из самых популярных и излюбленных тем анималистики XX века, которой отдана основная часть экспозиции, – это разные мотивы взаимоотношений человека с животным. В поисках гармонии между миром людей и царством зверей художники обращаются к сюжетам, где животные или птицы живут рядом с людьми и занимаются своими делами. И все же можно заметить, что фигуры животных в этих живописных произведениях являются уже не второстепенными элементами композиции, а вполне равноправными по отношению к людям героями. В творчестве некоторых художников эта тема окрашивается поэтически-романтическими настроениями (Святослав Рерих «Молчание» (1964), Михаил Греку «Мальчик с быками» (1987), Виталий Калинин «Хакасские девочки» (1937), у иных юмористическими нотами (Виктор Данилов «Дама с улитками» (2002), Александр Бучкури «Чаепитие» (1933).  Зачастую художники черпают свои сюжеты из окружающей нас жизни, наделяя героев человеческими качествами, что приводит к забавным парадоксальным результатам. Так «Частная территория» Виктора Данилова (2007) – фактически является пародией на идиллию дачной жизни. Теплым юмором наполнена картина «Дуэт» (1989) Зои Мунаевой, явно подмеченная в жизни.

19 ДЕКАБРЯ, 2024 – 09 МАРТА, 2025 

Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков

Открытие 18 декабря в 18:00

Источник: Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI вв.
Яндек.Дзен

Добавьте комментарий

Войти через

Похожие публикации

Наверх