В конце июля «Питерец.ру» уже анонсировал предстоящую выставку неизвестных работ карла Брюллова в Русском музее, но открывшийся сенсационный вернисаж превзошёл все ожидания.
В Михайловском дворце выставили целых десять полотен одного из самых значительных и почитаемых русских художников-академистов XIX-го столетия.
Интересно то, что до поры до времени о том, что перед ними картины великого Карла, не знали даже искусствоведы. Картины, находившиеся в частных собраниях коллекционеров Петербурга и Москвы ранее атрибутировались как картины неизвестного художника. То, что старинные картины принадлежат кисти автора «Последнего дня Помпеи», стало известно практически случайно, когда работы попали на экспертизу настоящим специалистам своего дела.
Все десять картин ранее считались либо утраченными, либо принадлежащими кисти других мастеров, идентификация каждой картины – настоящий детектив, но время и придирчивая экспертиза, проведённая лучшими специалистами Русского музея и Третьяковской галереи, поставили точку в многолетних гипотезах, догадках и спорах.
Интересно, что искусствоведы считали, что творчество Брюллова изучено вдоль и поперёк. Более столетия о новых картинах великого мастера ничего не было слышно. Многие работы, даже присутствовавшие в списке, составленном выдающимся критиком Стасовым сразу после кончины художника, в графе «местонахождение» помечались как «неизвестно».
Один из счастливых обладателей большинства выставленных шедевров, Андрей Катков, потомок великого живописца. Ещё несколько лет назад он обладал одним бесценным полотном – «Портрет аббата», но теперь в его владении целая коллекция картин великого предка.
Коллекционер говорит, что специально ничего не искал – работы находили его сами не без изрядной доли везения. В последние годы антикварный рынок Северной столицы значительно сократился, в основном все работы куплены-перекуплены, но если кто-то из собирателей собирается что-то продать, информация среди коллекционеров распространяется мгновенно.
Единственная работа, о которой Катков доподлинно знал, и поэтому объявил в розыск, был известный автопортрет художника, некогда принадлежавший великому князю Константину Романову. После октябрьского переворота он был отдан в одно из научных учреждений, где долго пылился на одной из стен, а после войны вдруг исчез.
Нашёлся шедевр недавно. Оказалось, что в 1948 году его обменял один художник – Епифанов – на бюст не менее великого Шубина. Как он получил разрешение на этот обмен в годы сталинского правления, остаётся загадкой, но портрет долгие годы висел у потомков удачливого менялы. История выкупа портрета здесь опускается, но он обрёл своё почётное место на выставке.
Однако найти картины оказалось даже проще, чем получить документы о прохождении экспертизы. Полотна не один месяц исследовали авторитетные искусствоведы, и окончательно утвердились во мнении, что перед ними настоящие подлинники Карла Брюллова.
Подделать Брюллова практически невозможно. Этот художник не имел определённых технических характеристик. В отличие от тех же Айвазовского и Шишкина, которых подделывали сотнями, Брюллов писал очень эмоционально, каждая его работа была сродни рождению ребёнка, настолько уникальна была техника живописца на каждом периоде творческого пути.
Сенсационная выставка открылась для всех посетителей 28 августа. Теперь каждый сможет насладиться высоким творчеством великого художника, испытавшим второе рождение. Однако сотрудники Русского музея предупреждают, что ставить точку в исследованиях ещё рано: в настоящий момент им совершенно точно известно минимум о трёх полотнах живописца, якобы утраченных навсегда, но – ничего не исчезает – возможно, что зритель сможет ознакомиться с ними лет через сто, а может, полвека.
Выставка будет открыта по 30 сентября, вход на неё будет стоить 150 рублей, но некоторым льготным категориям посетителей билеты обойдутся от 40 до 70 рублей.