В Петербурге инициирован сбор подписей министру культуры Владимиру Мединскому против возможной передачи картин, хранящихся в Эрмитаже с 1940-х годов в воссоздаваемый в Москве Музей нового западного искусства.
Подписи собирают на сайте change.org и, по данным на вечер 6 мая, петицию уже подписали более 2,5 тысяч человек.
Автор послания Марина Ёлкина пишет, что перемещение этой коллекции, к которой привыкли даже те петербуржцы, которым уже за 70, не говоря о тех, кто гораздо моложе, было бы трагедией для города, сопоставимой разве что с переносом в первопрестольную Медного Всадника, являющегося символом нашего города.
Одним из наиболее влиятельных деятелей культуры, подписавших петицию, стал режиссёр Андрей Могучий, недавно назначенный художественным руководителем БДТ имени Товстоногова. Он считает, что предложение Ирины Антоновой перевезти полотна в Москву может создать опасный прецедент. Если эту безумную идею поддержат на самом высоком уровне, не станет преград для перетекания шедевров из города в город, из страны в страну.
Министру культуры напоминают, что большинство коллекций провинциальных музеев составлено из картин, прежде находившихся в запасниках Эрмитажа, Третьяковки и Русского музея, но никто не задаётся мыслью вернуть их обратно. Если же следовать исторической справедливости, то наследники Саввы Морозова и Петра Щукина имеют на картины куда больше прав, чем московский музей. И, хотя именно они являются фактическими владельцами музейных ценностей, даже их рука не поднимается на кощунственное перемещение полотен из Петербурга в Москву.
Нынешние потуги некоторых недоброжелателей, которые хотят лишить город полотен Пикассо, Матисса или Ренуара – подлый удар по репутации нашего города как великой культурной столицы, ведь вслед за этими действиями в Москву можно вывезти и всё остальное – Ростральных колонн, Медного Всадника или захоронений русских императоров из Петропавловской крепости. То, что сейчас пытаются совершить – непоправимый удар по чувствам истинных петербуржцев, культуре города, развивавшейся на протяжении веков, а также исторической памяти горожан.
Андрей Могучий в своём резюме под своей подписью оставил следующие слова: «Надеюсь, что абсурдная и недопустимая акция всё же не состоится. Разум обязательно одержит победу в борьбе с амбициями и сиюминутными резонами». Раскол и распри в художественной среде только провоцируют раскол между культурными элитами двух великих городов и играют на руку тем, кто искусственно поддерживает противостояние между двумя столицами.