Одной из ключевых тем VI Санкт-Петербургского международного культурного форума, который пройдёт 16-18 ноября, станет образование. Какую роль играют университеты в развитии современной культуры? Насколько востребованы творческие профессии в России и в мире? Где и чему нужно учиться, чтобы стать художником? Эксперты со всего мира соберутся на дискуссионной площадке, чтобы обсудить настоящее и будущее высшей школы, уделив особое внимание арт-образованию и международным академическим обменам.
«В 2017 году статус страны-гостя Форума получила Япония, и в программе секции «Образование» нашли свое отражение культурные, академические и духовные связи между нашими странами. Ректоры российских и японских университетов, писатели, музейные и общественные деятели станут участниками панельных дискуссий, конференций и круглых столов», – отмечает Николай Кропачев, ректор Санкт-Петербургского государственного университета, руководитель секции «Образование».
Россию и Японию связывают давние исторические, гуманитарные и научные связи. При этом, несмотря на взаимопроникновение национальных культур, обе страны сохраняют самобытность. В рамках круглого стола «Два мира, два слова, один океан» будет сделана попытка раскрыть литературные смыслы России и Японии. Профессоры университетов двух стран выработают единый алгоритм понимания культурных текстов, а также обсудят современные образовательные технологии. Участие в мероприятии примут старший обозреватель канала NHK Исикава Итиё, фигуристка, общественный деятель Юко Кавагути, и другие эксперты.
Культура XXI века отмечена глобальными трансформациями, в частности, меняется сущность искусства и его восприятия. Постепенно арт-технологии внедряются и в образовательный процесс, стирая границы между педагогикой, искусством и психологией. Стоит ли отдавать предпочтение традиционному художественному образованию или следовать экспериментальным моделям? Ответ на этот вопрос будут искать участники форума.
В арт-среде наблюдается острый дефицит кадров. Так, каждый, кто прошел творческие курсы, считает себя дизайнером, но профессиональные навыки и компетенции может сформировать только высшее образование. Перспективы развития этой сферы станут центральной темой дискуссионной панели «Без институций? Будущее арт-образования». Что представляют собой классические академии и университеты, могут ли они дать актуальное образование, востребованное в России и за рубежом? Дискуссия объединит ведущих деятелей искусства, включая руководителя отдела новейших течений Русского музея Александра Боровского и теоретика искусства Станислава Савицкого.
Можно разобраться в именах и произведениях, но научиться по-настоящему чувствовать и понимать искусство – гораздо сложнее. Особенно актуально это для современного искусства, синтезирующего разнообразные практики и теории, в том числе национальные мифы и традиции. Оценить степень интернационализации этой сферы и возможности конвертируемости национальных ценностей попробуют участники круглого стола «Современное искусство. Китай. Россия. США».
Понимать искусство легче, если любовь к культурным ценностям прививать ребенку с раннего детства. Серия мероприятий секции будет посвящена детскому образованию. Для молодёжной аудитории будут организованы поэтический марафон и студенческие дебаты.
Вниманию широкой публики будут представлены концерты и мастер-классы, а главной особенностью секции в этом году станут уникальные «Музейные маршруты», разработанные учеными-историками Санкт-Петербургского государственного университета. Интерактивные экскурсии позволят гостям форума по-новому взглянуть на историю и культуру города.