Мастера, владеющие особым японским искусством изготовления кукол нингё, создают фигуры, уникальные по своему образу, настроению и пластике. Главная задача художника – сотворить внешнюю оболочку на таком уровне, чтобы дух решил поселиться там.
Не даром в переводе с японского языка нингё трактуется как «человеческое очертание». Важную значимость имеет одежда, в которую облачена фигура. Очертания лица и формы тела мастером должны быть доведены до идеала, чтобы кукла стала символом совершенной духовной красоты, наполняющей эту оболочку. Таким образом создание кукол давно превратилось в неповторимый жанр японского искусства.
Задача мастера – высочайшее исполнение куклы, независимо от образа, которым она наделена. Самыми распространенными являются образы членов императорского семейства, дети, сказочные персонажи, воины-герои, боги и обычные люди и даже демоны. Увидеть такие куклы воочию можно в галерее kasugai.ru, в которой представлены работы современных мастеров японского искусства и экспонаты музейного значения.
Предназначение кукол может быть самым разным. Еще с древних времен одних использовали как талисманы, обереги. Специально создаются куклы-символы национальных праздников, таких, как Кодомо но Хи и Хинамацури. Другие становятся чудесными сувенирами для храмов и магазинов сувенирной продукции. Некоторые куклы отображают ремесленные традиции разных регионов своей страны.
В настоящее время особый интерес для коллекционеров имеют шарнирные куклы. Такой жанр возник не так давно, но уже успел привлечь внимание многих почитателей японского искусства.
Богата японская история создания нингё. Принято считать, что прообразами первых фигур стали погребальные символы Ханива, широко распространенные в 300 – 600 годах н.э. в эпоху Кофун. До современных нингё в 8000 – 200 годах до н.э. существовали Догу. Они больше напоминали космических существ, нежели человека. Традиции кукольного фестиваля Хинамацури уходят в 3 в до н.э. Люди в то время делали кукол из трав, совершали над ними обряд молитвы и благословения, затем бросали в реку Исэ, о чем свидетельствуют летописи.
В период расцвета эпохи Хэйан уже успели сформироваться литературные персонажа. Одними из распространенные стали куклы, созданные по мотивам «Повести о Гэндзи» Леди Мурасаки. Уже в то время женщины создавали ритуальные куклы, которые, как считалось, способны были очистить человека от грехов во время прикосновения. А матери делали куклы-обереги для детей.
В 14 веке получили распространение куклы-неваляшки и окигари-кобоси. Такие разновидности были сделаны из скомканной бумаги папье-маше. Люди верили, что они, оберегают от темных сил, приносят благополучную энергетику в жизнь.
Храмовые мастера скульптурного дела изготавливали куклы Сага. Эти деревянные фигурки разукрашенных детей отличались разнообразием способов выделки. Применялась резьба по дереву, нанесение лака гофун, содержащего в составе клей и раковины устриц. Вероятно, что храмовые скульпторы стали первыми профессиональными мастерами кукольного дела.
Рассвет искусства творения кукол приходится на эпоху Эдо. В 1603 – 1867 годах многие обеспеченные люди предпочитали покупать куклы в свои дома. Нингё считалась особо ценным подарком. Художники стали выполнять немалое количество кукол, изображающих известных и зажиточных людей. Жанр в то время строго контролировался государством.