Реклама создается для того, чтобы мотивировать население выбирать определенную марку продукта, тем самым поддерживая его производителя, позволяя ему получать прибыль, разрабатывать и выпускать новые продукты. Их, в свою очередь, тоже нужно рекламировать, так что налицо замкнутый круг, выхода из которого не видно. Но, так как в этом кругу потребители и производители чувствуют себя вполне комфортно, есть вероятность, что выход и не нужен. Занимаются рекламой рекламные агентства. Далеко не все знакомы с социальной рекламой, в основном это агентства из Москвы или Санкт-Петербурга.
Тем интереснее поговорить о рекламе, которая не направлена на повышение продаж продукта или услуги. Эта реклама вообще не связана с торговлей или бизнесом, по крайней мере напрямую. Этот загадочный феномен называется социальной рекламой.
К сожалению, в большинстве стран СНГ социальную рекламу объединяет один печальный фактор – она крайне скучна, однообразна и вместо выработки отрицательного отношения к определенным факторам вызывает рефлекс раздражения по отношению к самой социальной рекламе.
Идея социальной рекламы сама по себе полезна. По государственному заказу создаются ролики, призванные доступно, ярко и понятно донести до целевой аудитории негативные последствия употребления алкоголя и наркотиков, ведения нездорового образа жизни, опасности случайных связей, а также того, как губителен мусор, обильно создающийся нашей цивилизацией для нашей же родной планеты.
Губят эту идею два основных фактора. Во-первых, социальная реклама оплачивается гораздо ниже обычной коммерческой и заказ на нее рекламное агенство берет далеко не добровольно, что значительно снижает энтузиазм разработчиков рекламы.
Во-вторых, для создания действенной социальной рекламы требуется тщательная проработка сюжета. Для этого нужно и знакомство с целевой аудиторией, и достаточно глубокие познания в области отрицательных воздействий того же алкоголя.
В настоящее время большая часть социальной рекламы снимается по определенному шаблону, который зачастую неспособен впечатлить даже людей с очень хрупкой душевной организацией. Тем более бледно выглядит та же социальная реклама, направленная против употребления школьниками энергетических напитков, после которой следует яркий визуальный ряд коммерческой рекламы этих же напитков, иногда по сюжету и спецэффектам превосходящий высокобюджетные полнометражные фильмы.
В последнее время наметилась тенденция увеличения финансирования социальной рекламы, что уже начало приносить некоторые результаты. Внушает оптимизм и тот факт, что периодически на экраны выходят ролики, созданные явно талантливыми специалистами. Возможно, недалек тот день, когда социальная реклама действительно начнет выполнять свои функции, и человек, посмотревший ее купит вместо алкогольного пива обычный кефир.