8 декабря на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации внесен пакет законопроектов № 253939-8 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, направленный на защиту граждан, критических объектов инфраструктуры и экономики в целом от диверсионной деятельности. Инициатор законодательных инициатив, председатель Комитета ГД РФ по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев подчеркнул, что пакет содержит четыре законопроекта, каждый из которых направлен на усиление ответственности за подготовку и совершение диверсионных актов.
«Предполагается внести поправки в Уголовный кодекс РФ, предусмотрев отдельно уголовную ответственность за содействие диверсионной деятельности, вовлечение, призывы и склонение к финансированию диверсионных актов». Все депутаты фракции «Единая Россия» стали соавторами антидиверсионного пакета и примут участие в его доработке.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» для защиты национальной безопасности законодательная власть обязана обеспечить нормативно-правовую базу, регулирующую вопросы предупреждения и пресечения террористической и экстремистской деятельности организаций и физических лиц, а также противодействующую правонарушениям и преступлениям, совершаемым с использованием информационно-коммуникационных технологий. Стратегия основана на неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости национальной безопасности Российской Федерации и социально-экономического развития страны, а ее правовую основу составляют Конституция Российской Федерации, Федеральные законы от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» и от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», а также другие федеральные законы и нормативно-правовые акты.
Пакет законопроектов № 253939-8 включает в себя поправки в статью 63 Уголовного кодекса РФ «Обстоятельства, отягчающие наказание», согласно которым такими обстоятельствами должны быть признаны рецидив преступлений, наступление тяжких последствий в результате совершения преступления, совершение преступления в составе группы лиц или группы лиц по предварительному сговору, организованной группы или преступного сообщества или преступной организации, а также особо активная роль в совершении преступления против государства.
Также разработан законопроект, который вносит корректировки в часть 5 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Он направлен на подготовку нормативно-правовой базы, регулирующей предупреждение и пресечение террористической и экстремистской деятельности организаций и физических лиц, а также противодействующую правонарушениям и преступлениям, совершаемым с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Как заявил глава Комитета по безопасности и противодействию коррупции, законопроекты сделают уголовно наказуемым обучение диверсионным актам, а также создание всякого рода преступных сообществ с целью совершения диверсий.
По его словам, в развитие этой основополагающей идеи необходимо также внести изменения в закон об информации, информационных ресурсах, защите информации, предусмотрев блокировку всякого рода информационных ресурсов, которые рассказывают и показывают, инструктируют о порядке изготовления взрывных устройств. «А для тех, кто не выполняет этот запрет, мы предусмотрели наказание, внося изменения в КоАП, - уточнил Пискарев. – Кроме того, вносятся поправки в закон о противодействии легализации средств, добытых преступным путем, и легализации средств для финансирования терроризма, так же как это сделано уже сейчас в отношении тех, кто финансирует экстремистскую, террористическую деятельность».
Член Комитета Госдумы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи, один из соавторов пакета антидиверсионных законов Антон Немкин сообщил, что Стратегия национальной безопасности стала базовым документом, определяющим национальные интересы страны и стратегические приоритеты, цели и задачи государственной политики, обеспечения национальной безопасности и устойчивого прорывного развития экономики страны на долгосрочную перспективу.
Директор Координационного центра по вопросам формирования у молодежи активной гражданской позиции, предупреждения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма Пермского края Алексей Ландарь подчеркнул, что речь идет об ужесточении уголовной и административной ответственности, а это крайне своевременно, так как объем диверсий резко возрос с осени текущего года. По его мнению, в действующем законодательстве критично не хватает установления ответственности за нападение на информационную инфраструктуру, которая должна быть прописана в двух направлениях – обычная хакерская атака и нападение с причинением физического ущерба. Так же он убежден что необходимо отдельно прописать регламент для членов общества охотников и рыболовов, так как они имеют сертификаты и лицензии на самодельное изготовление боеприпасов для гладкоствольного оружия.
Для решения этих задач были подготовлены законопроекты с поправками статьи 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», статьи 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиям о защите информации» и статьи 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации». Антон Немкин также сообщил, что в предлагаемой редакции законопроект полностью согласован и поддержан Правительством Российской Федерации.