Три месяца понадобилось комитету на то, чтобы начать выполнять свои прямые обязанности. Но такая активизация деятельности ККИ совсем не гарантирует того, что легальному бизнесу города будет оказана реальная помощь в развитии. Ситуация так запущена, что, по словам председателя «Союза малых предприятий Петербурга» Владимира Меньшикова, оборот несанкционированной торговли сравнялся с оборотом легальной и составил порядка 40 млрд рублей.
На деле это означает, что законный бизнес в Петербурге становится совсем невыгодным. Предпринимателям проще платить откаты и собирать штрафы за юридически не оформленные точки продаж, чем терпеть регулярные официальные проверки надзорных органов, не замечающих их прямых нелегальных конкурентов.
Вице-губернатор Северной столицы Сергей Мовчан уже давал комментарий, что незаконный бизнес куда более мобилен, чем государственная машина. От этого страдают не только бизнесмены, осуществляющие свою деятельность на законной основе, но и бюджет города, который ежегодно не досчитывается миллионов рублей налоговых сборов.
При этом фраза дорвавшегося до власти москвича и главы ККИ Андрея Короткова о том, что петербургскому бизнесу мало грозить пальцем и нужно «браться за ремень», уже стала крылатой. Однако жители города сходятся во мнении, что наука ремнем необходима самому неэффективному органу и Короткову, в частности. Последнее время местные СМИ в красках описывали бездействие и волокиту разросшегося летом имущественного блока. После скандальных публикаций чиновники ККИ засуетились и вышли на ряд рейдов, которые разочаровавшиеся в эффективности новой власти бизнесмены считают, скорее, театром абсурда, нежели адекватной работой.
Весьма показательна недавняя проверка в парке 300-летия: из 11 торговых точек законными оказались всего две. Однако чуть позже представители ККИ, запутавшись в собственных данных, сообщили, что нелегальные точки как раз-таки легальны. Хотя очевидцы, знакомые с ситуацией, утверждают, что специалисты ККИ просто не удосужились должным образом проверить документацию. Неравнодушный к проблеме житель Петербурга Кирилл Галкин возмущен некомпетентностью властей: «Ситуация демонстрирует, что сотрудники комитета по контролю за имуществом не могут отличить легальных торговцев от нелегальных. И зачем тогда вообще было выделять эту структуру? Это не единичный случай, уже сложилась целая система! За что эти люди получают зарплату?».
Напомним, что официально ККИ вырос из Госинспекции по недвижимости. Орган появился в начале июля этого года. За три месяца глобальных изменений в сфере регулирования незаконных построек не произошло: на официальном сайте указано всего о четырех случаях выявления незаконного размещенных объектов. Зато, немного напрягшись, сотрудники ККИ всего за один день смогли избавить город от 26 незаконных точек продаж. Правда, для этого аппарату из более чем ста чиновников понадобилась наводка от журналистов и помощь Союза малых предприятий Петербурга. Некоторые эксперты полагают, что на этом активная работа новоявленного органа и закончится.