Нынешней ночью в петербургской подземке состоялись самые масштабные за всю историю метрополитена учения, реконструировавшие катастрофу, подобную московской, и призванные максимально отработать способы борьбы с ней. Плацдармом для учений избрали Сенную площадь, в частности, соединительную ветку между станциями метрополитена «Достоевская» и «Садовая».
Масштабность учений впечатляет. Кроме аварийных бригад метрополитена к месту «аварии» были стянуты свыше полутора десятков карет «скорой помощи», полторы сотни сотрудников МЧС, прибывших на 32 единицах спецтехники, пожарные, 6 нарядов автоинспекторов, 7 десятков полицейских, энергетики и даже один вертолёт. Статистами, изображавшими жертвы аварии, выступили около сотни курсантов учебных заведений Министерства Чрезвычайных Ситуаций.
По легенде, поезд метро сходит с рельсов и врезается в разделительную стенку между тоннелями. Два первых вагона разбиваются всмятку, а в третьем возникает сильнейшее возгорание. Машинист сообщает о случившемся диспетчеру, а тот отправляет сигнал тревоги в МЧС. Главная задача спасателей – эвакуация пострадавших и ликвидация пожара.
Чтобы всё было правдоподобно, для имитации пожара используют сценический дым. Гримёры дали волю воображению, поэтому ссадины, порезы, переломы, оторванные руки и ноги – всё выглядело настолько натурально, что ничего не понимающим людям, находившимся в этот момент на Сенной площади, становится дурно.
В самом деле, что можно испытать, когда воют сирены, работают проблесковые маячки, на поверхность из вестибюля станции вытаскивают трупы, которые, как и положено мертвецам, лежат тихо и безучастно, и эвакуируют на носилках оставшихся в живых, некоторые из которых, как, например, статистка, изображающая беременную женщину, орут благим матом, прежде чем попадают в руки врачей скорой помощи.
На поверхности развёрнут спасательный штаб, точно такой же создан на платформе станции «Садовая», все задействованные службы получают чёткие указания и занимаются своим делом, не создавая толчеи и паники.
В разгар учений над площадью появляется вертолёт, которому нужно эвакуировать особо тяжело пострадавших в реанимацию Института скорой помощи. Проведя серию отлаженных действий, винтокрылая машина улетает, а ликвидаторам даётся отбой.
На учениях присутствовали врио градоначальника Георгий Полтавченко, начальник ГУ МЧС Леонид Беляев и начальник метрополитена Владимир Гарюгин.
Они отметили, что все службы оказались готовы к работе, и если они, не дай Бог, окажутся в реальной ситуации, напоминающей московскую, многих жертв удастся избежать, благодаря слаженным действиям ликвидаторов последствий катастрофы, отсутствию неразберихи и оперативному руководству спасательными действиями со стороны специально развернутых штабов.
Действия всех служб руководством были оценены на "4", так как оценка "отлично" в ситуации, когда погибают люди, по умолчанию, не применяется никогда.