Экологи Северной столицы предложили бороться со стихийными свалками, введя лицензии на работу со строительным мусором V класса опасности (кирпичная крошка, щепки, гипс, цемент и другое). По словам заместителя председателя комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга Александра Кучаева, именно такие отходы чаще всего образуют несанкционированные свалки города.
«В последнее время мы встречаемся с тем, что транспортировкой занимается физическое лицо, которое арендовало машину по договору. Ответственность за любые нарушения минимальна», – рассказал он.
Таким образом, недобросовестные предприниматели экономят на утилизации отходов, а тем временем мусор везут на незаконные свалки. Только за прошлый год в Петербурге было выявлено свыше 500 незаконных свалок площадью более 50 га. Чиновники отчитываются в том, что ситуация с незаконным вывозом мусора за год улучшилась, но данные говорят об обратном.
Напомним, что в 2017 году на рекультивацию закрыли самый крупный в Петербурге полигон ТБО «Новоселки». К этому решению город пришел не сразу. Несмотря на многочисленные нарушения экологического законодательства и жалобы горожан на исходящий от полигона удушливый запах, около 10 лет в администрации не видели оснований для прекращения работы «Новоселок». Ввоз отходов на полигон прекратился только после вмешательства президента Владимира Путина. Но оказалось, что объект был лишь частью городских проблем.
Мусорные потоки никуда не исчезли, отходы стали свозить в Ленобласть, и вовсе не всегда мусор доезжает до действующих лицензированных площадок – многое выгружается где попало. С начала текущего года сотрудниками областного комитета экологического надзора было выявлено 69 таких незаконных свалок. В черте города их тоже хватает. Так, купчинцы пожаловались на ужасный запах от гор мусора: незаконная свалка выросла всего в 100 метрах от жилого массива. Примечательно, что территория сдана в аренду под складские помещения, то есть используется арендаторами не по назначению.
При этом проблема с «Новоселками» до сих пор до конца не решена. Жители Приморского района все еще жалуются на волны неприятного запаха, а активисты говорят о высокой степени токсичности выбросов, поступающих в воздух. По оценкам экспертов, на рекультивацию необходимо около 7 лет, но с имеющимися в мегаполисе тенденциями процесс может затянуться. Как затянулся в Петербурге второй этап мусорной реформы: до сих пор не выбран единый мусорный оператор. В то время как в остальных регионах переходят на раздельный сбор мусора, в городе на Неве реформа отложена на 3 года.
Александр Кучаев видит выход в ужесточении законодательного регулирования. По его мнению, внедрение лицензий на транспортировку строительных отходов V класса опасности повысит ответственность перевозчиков. «Лицензиаты своими лицензиями дорожат, их получить сложно, поэтому на несанкционированных свалках мы их практически не видим. Если будет возвращено лицензирование, это станет серьезным барьером на пути нелегального бизнеса», – считает он. Однако весь комплекс мусорных проблем мегаполиса это не решит, необходим глобальный пересмотр подхода к утилизации отходов. Так, в соседней Финляндии мусор рассматривают как ресурс, из него получают топливо и вторсырье. Финский опыт уже заимствован в Пскове. В Петербурге же с мусором предпочитают обращаться по старинке: складировать или сжигать.