Размер платы за каждую коммунальную услугу складывается из тарифа для ресурсоснабжающей организации и объемов потребления данной услуги. Они определяются посредством приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, которые устанавливаются субъектами Российской Федерации. Тариф, при этом, находится под строгим контролем со стороны государства, а темпы роста тарифов услуг естественных монополий определяются Правительством Российской Федерации.
Основными причинами совокупного роста платежей граждан, озвученных Президентом Российской Федерации, являются не тарифные решения, а изменение нормативов потребления коммунальных услуг и порядка начисления платы за коммунальные услуги, а также ввод нормативов потребления на общедомовые нужды.
Помимо этого, принятие решений на 2013 год осуществлялось регионами в условиях отсутствия законодательно установленных полномочий по ограничению роста платы граждан за коммунальные услуги (Федеральный закон от 26.12.2005 №184-ФЗ утратил свою силу с 1 января 2012 года).
С учетом того, что во всех регионах тарифы на 2013 г. были утверждены еще в конце 2012 г., после принятия решения о предельном изменении платы граждан за коммунальные услуги возможен либо пересмотр тарифов, либо изменение нормативов, либо изменение схемы начисления платежей, либо объема выделяемых субсидий, связанных с расходами граждан на оплату коммунальных услуг.
Федеральная служба по тарифам в настоящее время готовит необходимую нормативную базу для реализации поручения Президента Российской Федерации.