При реставрации помещений Пажеского корпуса в Царском селе нашли необычную находку – при раскрытии в одной из ниш обнаружился портрет цесаревича Алексея, завёрнутый в газету 1917 года. По сути дела, это клад, пусть не столько сенсационный, как серебро, спрятанное в доме Нарышкиных, но музейные работники рады ему ничуть не меньше, и совсем по другим причинам.
Интересна иконография и история закладки портрета в нишу. Скорее всего, полотно является копией с фотографии, столь банально изображение мальчика в матроске, явно написанное не во время прямого позирования.
Цесаревич Алексей, в силу своей уникальной болезни гемофилии, мало позировал художникам, так как быстро уставал. Ценность полотна, таким образом, не очень высока с художественной точки зрения, но очень интересна история его закладки в нишу. Очевидно, картина некогда висела в чьём-то доме, но после революции держать такое полотно у себя дома стало небезопасным, и картину, предварительно укутав её в слой послереволюционных газет, перенесли в Пажеский корпус. Сотрудники музея хотят проследить историю этой картины, а если не получится получить достоверные данные, попытаются реконструировать ход тех далёких событий.
Картина находится в плачевном состоянии, на холсте в некоторых местах присутствуют дыры и разрывы, красочный слой растрескался, необходима срочная реставрация. Как только картина будет восстановлена, она будет экспонироваться в Пажеском корпусе, возле места её находки. В том, что изображение одного из семьи последнего императора чудесным образом обрели в год празднование 400-летия Дома Романовых, музейщики видят скрытый глубокий смысл. История постепенно раскрывает свои тайны. Рукописи, как известно, не горят, поэтому нас ожидают и не менее значимые находки.