ента новостей

16:07
В Невском районе задержали подозреваемого в квартирном грабеже
15:47
В Ленобласти сотрудница банка помогла в задержании помощника мошенников
15:35
В Ленобласти задержали подозреваемого в стрельбе по окнам базы отдыха
15:01
В Невском районе задержали подозреваемого в квартирном грабеже
09:37
Губернатор Александр Беглов и премьер-министр Республики Беларусь Александр Турчин почтили память защитников и жителей блокадного Ленинграда
09:21
В Ленобласти стартовал Всероссийский муниципальный форум
15:15
Выставка «Человек-жизнь-вселенная. Контраст сопоставлений»
14:34
Петербургский парламент поддержал в первом чтении проект бюджета города на 2026 год
13:12
Беглов рассказал об ускорении строительства петербургского метро
12:37
В Ленобласти стартовал V Всероссийский конкурс «Лучшая школьная столовая»
12:17
В Петербурге бесплатная юридическая помощь будет предоставляться молодым жителям города, потерявшим родителей
12:07
Полицейские раскрыли криминальную схему сбыта сильнодействующих веществ
11:57
В Ленобласти задержали подростков - налетчиков на продовольственные магазины
11:50
В Сясьстрое задержали подозреваемого в поджоге автомобиля
11:37
В Петербурге задержали курьера мошенников, обманувших пенсионерку с улицы Хошимина
11:31
На проспекте Обуховской обороны задержали разбойника с дубиной
11:11
На проспекте Кузнецова мужчина выстрелил из "газовика" в девушку-подростка
10:43
В Петербурге ищут стрелков у пруда в Муринском парке
15:29
На развязке КАД с Выборгское шоссе полностью перекроют два съезда
13:18
В Петербурге утвердили порядок выплат семьям с детьми на погашение ипотечных кредитов
12:55
Группа КняZz выступит на фестивале «Мир без наркотиков. Мы выбираем жизнь!»
12:06
В Ленобласти задержали 16-летнего нарушителя ПДД на бабушкином автомобиле
11:37
На улице Курчатова покупатель ударил ножом продавца магазина
08:44
Безымянному парку в Колпино присвоили наименование «Парк Поколений»
08:42
Петербургских школьников на осенних каникулах ждут 20 музеев, театральный и книжный фестивали, концерты и экскурсии
08:30
Выездное заседание комиссии по транспорту провели на туристическом катамаране
21:09
В ДТП на трассе «Нева» пострадали два человека
20:32
В Петербурге задержали похитителей зятя депутата Госдумы и футболиста «Зенита»
13:37
В Петербурге грузовик сбил 3-летнего ребенка на «беговеле»
13:27
В Ломоносове мужчина стрелял из «пневматики» на детской площадке
Все новости
Питерец.ру » Культура » Выставка «Плоть от плоти»

Выставка «Плоть от плоти»

Фото:
Эрарта
Музей Эрарта представляет выставку Александра Рукавишникова — одного из самых заметных российских скульпторов современности

Музей Эрарта представляет выставку Александра Рукавишникова — одного из самых заметных российских скульпторов современности, чьи работы хранятся в Третьяковской галерее, музее Людвига в Русском музее, в собраниях Siemens, Hermes, John Wilson и других многочисленных коллекциях по всему миру.

Миллионы горожан по всему миру могут наблюдать сотни памятников работы Александра Рукавишникова, и особенно с этим повезло москвичам. Рукавишников — автор многочисленных монументальных и станковых композиций, в числе которых скульптура «Гладиатор», установленная рядом со стадионом «Открытие-Арена», памятники Ф. М. Достоевскому у Российской Национальной библиотеки, футболисту Льву Яшину у стадиона «Динамо», актеру Юрию Никулину у цирка на Цветном бульваре, императору Александру II у храма Христа Спасителя, писателю Михаилу Шолохову на Гоголевском бульваре. Помимо России, монументальные работы установлены в Дрездене, Копенгагене, Мадриде, Монтрё и других городах и странах. Список произведений, как и заслуг Рукавишникова, может быть бесконечным — от звания Народного художника РФ до награды на выставке «Весенний салон» в парижском Гран-Пале за скульптуру Джона Леннона.

Скульптура в публичном пространстве — это чаще всего компромисс для создателя. В процессе воплощения своего замысла мастер, помимо финансовых сложностей, неизбежно сталкивается с техническими ограничениями и поправками, а потому вынужден реализовывать идею в сотворчестве с архитекторами и инженерами. Подлинным же художником скульптор-монументалист ощущает себя только в мастерской. Редкие, свободные от работы над заказами, моменты Александр Рукавишников стремится посвятить творчеству. Это связано с особой профессиональной дисциплиной, унаследованной от двух поколений скульпторов: родителей и деда.

Выставка «Плоть от плоти» в музее Эрарта объединит около 40 работ разных лет — помимо рельефов и скульптур посетители увидят картины, выполненные левкасом в уникальной авторской технике. Произведения объединяет единая линия — автор оригинальных и смелых портретов выдающихся мужей отечества  свой творческий досуг — работу для души — едва ли не полностью посвятил женщине. 

Обнаженное женское тело является неисчерпаемым источником формальных поисков и для художников, и для скульпторов. Александр Рукавишников признается в существовании личного стандарта красоты. Его музы крупные, «носастые» и широкоплечие. Этот «мужской взгляд», как сказали бы современные исследователи культуры, которые развенчивают патриархальные представления, уходит своими корнями в архаику. Неслучайно отдельной темой в творчестве скульптора является язычество. 

Александр Рукавишников моделирует собственный пантеон, воплощая образы женщин, обреченных воспроизводить жизнь и деятельно утверждать ее в быту и хозяйстве. В скульптурах мастера определенно есть эротизм, но он далек от чувственности белокожих мещанок и купчих Кустодиева. Перед нами предстают обожженные загаром крестьянки, в которые заключена стихийная сила самой природы. Как «плоть от плоти» женщина в работах Рукавишникова часто явлена на фоне мужчины, но в активном и стихийном порыве. Более красноречивый пример — изображение подгулявшего мужичка, безвольно покоящегося на крепком женском плече. 

Александр Рукавишников изображает хлебнувших горя одиноких женщин, вынужденно примеривших на себя социальную роль мужчины в послевоенное время. Они совершенно не похожи на представительниц советского эроса с его культом молодости, спорта и здоровья. Многие исследователи отмечали, что атлетические тела участниц физкультурных парадов или девушки с веслами лишь метафоры «коллективного тела», лишенные чувственной привлекательности. Тот же парадокс бесплотности идеального тела можно наблюдать и в постановочной фотографии девушек-работниц на обложках журналов 30-х годов и в современном глянце. Героиня Александра Рукавишникова обретает свою телесность в труде — при рубке капусты, сборе картофеля, в минуты вынужденного отдыха, граничащего с изнеможением.

Слово «матриархат» в быту часто неверно понимается как руководящая власть женщины. На деле же при матриархате мужчина чаще сохраняет статусное положение в обществе и условные регалии власти, а жизнь семьи и рода при этом принадлежит женщине. Популярные сегодня споры о символических условностях в отношениях полов, тем более вопросы языкознания можно смело отбросить, вспомнив вечные образы, проходящие сквозь тысячелетия — от полногрудой Виллендорфской Венеры до Женщины с яйцом Александра Рукавишникова. 

Александр Рукавишников. Плоть от плоти

Даты проведения выставки: 27 мая 2022 — 18 сентября 2022

Музей современного искусства Эрарта, Санкт-Петербург

Источник: Эрарта
Яндек.Дзен

Добавьте комментарий

Войти через

Похожие публикации

Наверх