В Музее искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков проходит масштабная выставка «Осторожно, дети!». В преддверии дня защиты детей 120 современных художников решили рассказать о детстве и показать все его стороны: хорошие и плохие.
Если вам надоели сентиментальные и лирические детские образы в инстаграме, отправляйтесь на экскурсию по выставке “Осторожно, дети!”. Здесь вы не увидите милых и наивных портретов, только абсолютно искреннее изображение и понимание сущности маленьких жителей этого «взрослого» мира: брутальные, жестокие, тревожные и, кажется, более естественные, настоящие.
Нашлось место и для классического прочтения темы детства с его легкой отрешенностью и спокойствием. На первом этаже вы не найдете тревожности и злости, это детский мир времен СССР. Он изображен если не идеальным, то полным спасительной мечтательности и надежд. Но все последующие этажи музея - это совершенно другие дети. То детство, которое мы видим, лишь отодвинув ширму, смыв грим и заглянув за кулисы.
Современные художники не гоняться за эстетикой, им гораздо важнее найти болевые точки общества, каждого отдельного человека и надавить на них. Потому дети в их работах поступают не только абсурдно, но и жестоко, грубо, надрывно. Но разве это не свойственно маленьким личностям, познающим мир вокруг себя? Персонаж «Игры» Ирины Дрозд - мальчик в костюме зайчика, который сжимает в руках пистолет, а хулиган Саша на одноименной картине Владимира Дубосарского пугает бабушку. Можно ли считать озорство проявлением жестокости или агрессии? Конечно, нет. Дети постоянно учатся различать плохое и хорошее. Совершая ошибки, разве будут они виноватее взрослых, которые тоже не могут уберечь себя от неправильных поступков. Дети требуют максимального внимания к себе (Анатолий Белкин «Центр притяжения - Инфанта») и незамеченными болтаются под ногами у взрослых (Анастасия Кузнецова-Руф «Поводы правления»), их с малых лет пытаются сделать частью системы (Мария Сафронова «Праздник»).
Выставка затрагивает самые острые проблемы детей и родителей, говорит об опасностях, о прошлом и будущем, но есть две главные мысли, которые красной нитью пронизывают все четыре этажа экспозиции: «дети учатся у взрослых» и «мы все приходим в этот мир одни». Здесь есть, о чем задуматься и что переосмыслить. Символом всей выставки могла бы стать картина Ивана Коршунова «Мусор войны», на которой девочка в полном одиночестве, забыв о своих куклах, заворожено наблюдает за невидимой нам небесной битвой добра и зла. Вне зависимости от того, кто победит, мы точно можем предположить, что девочка спокойно вернется к своим играм.