Основной задачей театральной программы VI Санкт-Петербургского международного культурного форума, который пройдет с 16 по 18 ноября 2017 года, стало представление широкого спектра современного, актуального театра – от традиционных форм до авангардного эксперимента. Участниками Форума станут лучшие режиссеры современности, представляющие абсолютно разные театральные направления – Хайнер Геббельс и Теодорос Терзопулос, Эймунтас Някрошюс и Римас Туминас, Тадаси Судзуки и Валерий Фокин, а также многие другие. Мэтры театрального искусства представят многообразие театральных подходов, обсудят основные направления развития театра будущего. Возглавит работу секции «Театр» российский режиссер, художественный руководитель Александринского театра - Валерий Фокин.
В рамках секции «Театр» ведущие «практики» театра – режиссеры, чьи спектакли уже вошли в золотой фонд актуального искусства, примут участие в круглом столе «Театральный авангард и система культурных ценностей». Продолжится дискуссионная часть форума на обсуждении «Революционные тенденции в театральной эстетике. Опыт и сегодняшняя реальность», в котором примут участие ведущие театральные критики России и Европы. Эти два круглых стола обобщат опыт развития театрального искусства последних десятилетий, наметят пути перспективного развития.
Прекрасно понимая уникальную роль театра, как объединяющей силы, дающей возможность несмотря на все противоречия, говорить на одном языке – языке искусства, в этом году основной акцент Форума сделан на международном сотрудничестве и театральной интеграции. Многие спектакли стали совместной продукцией национальных сцен мира. Одна из самых ожидаемых премьер - «Дзяды», постановка литовского режиссёра Эймунтаса Някрошюса в варшавском Национальном Театре Народовы. Эта хрестоматийная поэма Адама Мицкевича, один из самых популярных сюжетов в польской культуре. Интерпретация Някрошюса – это исследование человеческой души в ее стремлении к свободе, к своей идентичности и одновременно о поиске Бога. Не менее интересен и российско-венгерский проект, результатом которого стала постановка Валерия Фокина на сцене Венгерского национального театра «Крокодил». Этот спектакль, в основу которого лег одноименный неоконченный рассказ Ф.М.Достоевского, острое сатирическое высказывание, гротескная форма которого отнюдь не скрывает его актуальности. Театральный коллектив Dead Centre представит на Форуме свое спектакль «Первая пьеса Чехова». «Платонов» или «Пьеса без названия» имеет славную историю постановок на отечественной сцене. Тем интереснее взгляд молодого театрального коллектива из Ирландии на эту хрестоматийную историю жизни и смерти типичного чеховского интеллигента. Тем более, что рассказана она в необычной форме, с применением ультра-современных технологий, погружающих зрителя в самую суть событий. Поклонников японского театра ждёт встреча с прославленной труппой Тадаси Судзуки, сочетающей наследие традиционного театра с современной театральной эстетикой. В Петербург театр Судзуки привезет авторский перформативный мастер-класс «Сценические мифы и культура тела». Этот перформанс был подготовлен специально для Форума и аккумулирует уникальный опыт Тадаси Судзуки, чей творческий метод стал бесспорным национальным достоянием Японии.
Без сомнения, одним из важнейших событий Форума станет и серия мастер-классов «Вызовы нового театра и театральная педагогика», в которой примут участие такие признанные мэтры, среди которых Теодорос Терзопулос, Хайнер Гёббельс, Вениамин Фильштинский.
Помимо обширной творческой программы, дискуссий и круглых столов на Форуме ожидается подписание Соглашений, значение которых для развития национальной культуры сложно недооценить. Валерий Фокин отмечает: «Очень важно, что в Петербург в дни Форума приедут члены Международного олимпийского комитета, и мы будем обсуждать проведение Международной театральной Олимпиады в 2019 году в Петербурге. Также ждем директора Театра Пикколо ди Милано Серджио Эскобара, с которым мы планируем проведение Русских сезонов в Италии. Будут наши китайские партнеры и, надеюсь, что мы подпишем договор о сотрудничестве с Пекинской национальной оперой».