Вступил в силу закон, по которому иностранные гастарбайтеры, прочно оккупировавшие сегмент маршрутного такси, до 5 ноября должны будут пересдавать экзамены на права российского образца, в противном случае сами водители и их работодатели будут облагаться серьёзными штрафами в каждом случае обнаружения работника с недействительными правами.
Поскольку мигранты, по данным самих перевозчиков, в настоящий момент занимают, как минимум, половину всех рабочих мест, в городе в скором времени может наступить дефицит этого самого распространённого вида транспорта.
Уже сегодня ясно, что, даже используя полностью пропускную способность экзаменационных классов, в день можно будет выдавать водительские удостоверения российского образца только двумстам-трёмстам водителям. Так что до указанного срока большинство водителей переаттестоваться не успеют просто физически.
Перевозчики подробности переаттестации водителй-гастарбайтеров держат в тайне, очевидно, у них прорабатывается вариант с ГИБДД, когда переаттестация может носить групповой характер, что само по себе уже снижает качество проверки знания правил каждым отдельно взятым мигрантом.
Если гастарбайтеры не успеют к сроку пересдать на права, они уйдут в тень – к нелегальным перевозчикам, либо попытаются работать на свой страх и риск в сомнительных структурах. Существует незначительный шанс того, что гастарбайтеры сменят квалификацию.
Русские водители работать в общественный транспорт, каковым является маршрутка, не рвутся. Известно, что подготовка водителя категории D сегодня в России обходится в 70 – 80 тысяч рублей, и фактически это является барьером для вливания в систему новых отечественных кадров. В год таковых находится на весь город всего две-три сотни человек, и естественно, погоды они не делают.
У официальных перевозчиков главное – ежедневное выполнение плана. Всё, что водители зарабатывают сверх плана, остаётся в их кармане в качестве бонуса, отсюда – желание работать без отдыха, большее количество часов, а отсюда и вытекают аварии, совершаемые вследствие спешки, либо элементарной усталости.
Подливают масла в огонь ежедневные репортажи об авариях с участием маршруток, обстрелах автобусов из пневматического оружия, разборках между конкурентами в местах конечных стоянок.
Принимая во внимание, что заработная плата за этот каторжный труд является стабильно низкой, понятно решение многих водителей приобрести собственный автобус за полмиллиона рублей и заняться «заказными перевозками», не требующими лицензирования, и таким образом вторгнуться в вотчину междугородных перевозчиков, конфликтуя с их интересами.
Выше сказанное иллюстрирует тезис, что с организацией движения маршрутных такси в соответствии с новым законом больше вопросов, нежели вразумительных ответов. Что ж, до часа «Ч» 5 ноября остаётся чуть больше месяца. Поживём – увидим, чем всё это кончится.