ента новостей

02:29
Победив петербургскую «СШ по шахматам и шашкам – 1» в 8-м туре командного первенства России в Сочи, чемпионками досрочно стали шахматистки команды «Сима-ленд»
02:11
В 8-м туре командного чемпионата России в Сочи петербургская «СШ по шахматам и шашкам» проиграла матч белорусам, хотя Евгений Левин свою партию выиграл
00:38
Владислав Бабкевич из «Зенита» стал ценнейшим игроком сезона – 2023/2024, а петербургский волейбольный клуб теперь будет тренировать Владимир Алекно
12:15
В Петербурге на Дворцовой площади завершился парад Победы
11:13
На Бестужевской улице автоледи на иномарке сбила 9-летнего велосипедиста
11:04
В Ленинградской области празднуют День Победы
09:21
Глава СПб поздравил с Днем победы
08:52
Сколько тратят на доставку еды?
03:10
Кирилл Шубин помог петербургской «СШ по шахматам и шашкам – 1» одержать минимальную победу над воронежцами в 7-м туре командного чемпионата России в Сочи, а «коммунисты» растоптали Подмосковье – 5:1
02:55
Петербургская женская команда «СШ по шахматам и шашкам – 1» победила Подмосковье в 7-м туре чемпионата России в Сочи и занимает четвёртое место
02:35
Гандбольный «Зенит» смог одержать минимальную победу над «Чеховскими медведями» в гостях, но по сумме двух матчей в финале сыграет клуб из Подмосковья
22:09
На улице Пограничника Гарькавого иномарка сбила 9-летнего самокатчика
12:56
На Пискаревском мемориальном кладбище возложили цветы и венки к монументу "Мать-Родина"
12:50
В Петербурге из-за ссоры отца с соседкой пострадала двухлетняя девочка
10:10
Появится ли новый премьер?
09:46
Как провели месяц благоустройства
09:30
В Петербурге прошли Всероссийские соревнования по всестилевому каратэ «Кубок Петра Великого»
02:31
После поражения от Подмосковья со счётом 2:4 петербургская команда «СШ по шахматам и шашкам» занимает 7-е место после 6-го тура командного чемпионата России в Сочи
02:14
В 6-м туре женского «командника» в Сочи шахматная сборная Москвы разгромила краснодарок, а «Сима-ленд» справилась с Татарстаном
16:54
«Трамвай Победы» проехал в Московском районе в преддверии 9 Мая
16:51
Закрытие трамвайного и троллейбусного движения 9 мая
13:32
Проблемы отцовства обсудят в общественном пространстве «СреДА!»
13:20
В Роскомнадзоре рассказали, чем опасны зарубежные поисковые боты
09:43
В Петербурге задержали отца с сыном, избивших водителя большегруза
09:33
В Петроградском районе дорожный конфликт закончился выстрелом из аэрозольного пистолета
09:20
В Петербурге задержали злодея, который изрезал и ограбил мужчину на Партизана Германа
08:36
Альтернативы Путину нет
08:19
Глазков о рогах лося
02:20
В 5-м туре командного чемпионата России в Сочи петербургская «СШ по шахматам и шашкам» проиграла, а матч лидеров – «КПРФ» и ШСМ – завершился вничью
22:56
В 5-м туре женского командного чемпионата России в Сочи петербургская «СШ по шахматам и шашкам – 1» победила краснодарскую «Кассиопею», а «Сима-ленд» разгромила ШСМ
Все новости
Питерец.ру » Культура » Прививка болью

Прививка болью

Фото:
Официальная группа ВКонтакле ТЮЗа им. А.А. Брянцева
Тридцать лет спустя в петербургский театральный контекст вновь вернулся спектакль «Дорогая Елена Сергеевна» по нашумевшей некогда одноименной пьесе Людмилы Разумовской. На сей раз

Премьера, которую ТЮЗ показал в конце октября, прошла с аншлагом: в камерном пространстве Малой сцены негде было яблоку упасть, в зале преобладала юная публика, по большей части – ровесники главных героев спектакля, за недостатком штатных посадочных мест расположившиеся прямо на раскиданных по полу подушках. А зрелую публику и критиков привел сюда пытливый интерес – как интерпретирует театр острейшую проблематику, которая в начале восьмидесятых даже поставила пьесу в разряд запрещенных? Позже спектакль был поставлен Семеном Спиваком в Ленинграде и триумфально прошел по стране и за рубежом, многие помнят и одноименный фильм Эльдара Рязанова с Мариной Нееловой в главной роли, снятый в 1988 году. Все эти обстоятельства создали вокруг тюзовской премьеры некоторый ажиотаж.

Известно, что идея постановки возникла внутри театра и была типичной «инициативой снизу»: пьесу принесла в ТЮЗ актриса Анна Дюкова (она и сыграла потом заглавную роль в спектакле), ее горячо поддержали молодые коллеги по цеху Иван Батарев (Володя), Алиса Золоткова (Ляля), Кузьма Стомаченко (Павел) и Олег Сенченко (Витя). А режиссером выступил актер Александр Иванов, уже имеющий опыт постановок в других театрах. Идею одобрил художественный руководитель ТЮЗа Адольф Шапиро, который в ходе репетиций помогал молодежи в работе над постановкой. К слову сказать, автор пьесы, которая присутствовала на премьере, сулит новому спектаклю долгую жизнь, отмечая, что ее порадовала и во многом удивила свежими подходами интерпретация старого сюжета.

Пьеса, а вслед за ней и спектакль, дает пример высших, предельных отношений человека со своей совестью, - если мы говорим о персонаже по имени Елена Сергеевна, и об отсутствии таких отношений вовсе – если говорим об остальных ее персонажах, которые –в той или иной степени – не дают себе труда озаботиться такими пустяками. Особенно когда речь идет о вещах куда более ходовых и понятных – например, о хорошей оценке, способной стать пропуском в дальнейшую взрослую жизнь. Юным героям все равно, какой ценой будет получен этот «проходной балл» – путем грубого шантажа, инсценировкой насилия над одноклассницей или циничными рассуждениями о жизни, которые не оставляют у их учителя сомнений в том, что она потерпела профессиональное фиаско, и «школьные годы чудесные» прожиты зря…

Необычайно сложная задача встала перед исполнительницей главной роли Анной Дюковой: ей предстояло сыграть персонаж, который уже и три десятилетия назад многие считали «уходящей натурой». Не случайно, работая над спектаклем, постановщик Александр Иванов вспоминал слова своего Мастера: «Ребята, вам будет очень сложно жить, потому что на вашем веку уже не осталось людей, перед которыми было бы стыдно». По мысли создателей постановки, Елена Сергеевна – как раз одна из тех людей, перед которыми должно быть стыдно. Используя внешне неброские актерские краски, Дюкова тем не менее очень точно подводит свою героиню к психологической доминанте спектакля, когда трагический финал – абсолютно в логике этого цельного характера – становится ее последним «педагогическим приемом» и последним аргументом в этом напряженном споре-противостоянии четырех и одной. Горячая реакция зала стала знаком того, что публика приняла и игру молодых актеров, в которой помимо режиссерской руки ощущается и живое импровизационное начало. Темпераментно и остро сыграл Иван Батарев роль «злого гения» молодежной тусовки Володи, который становится главным оппонентом Елены Сергеевны, чей «идеалистический» взгляд на жизнь порождает в мальчике-мажоре злое желание «открыть ей глаза» и «сыграть подонков». А Алиса Золоткова в роли Ляли убедительно показала духовное взросление своей героини, у которой после жестокой психологической встряски под шелухой конформистских лозунгов в конце концов открывается и подлинно человеческое. Узнаваемые архетипы проглядывают и за героями Кузьмы Стомаченко и Олега Сенченко, которые добавили своих красок в этот далеко не семейный «портрет в интерьере».

Предельно тесное сосуществование публики и актеров в замкнутом пространстве малой сцены, когда с первого ряда можно рукой дотянуться до исполнителя, дает зрителю возможность буквально ощутить себя участником этой импровизированной вечеринки с трагическим концом, а потому в какой-то мере разделить с молодыми героями спектакля ответственность за случившееся. А значит, вместе с ними пережить катарсис, пересмотрев свои жизненные ценности и кардинально изменив сам ракурс взгляда на окружающую действительность.

Увы, пьеса нисколько не устарела. Через тридцать лет театр вновь осознал вечную истину: драма нашего существования привнесена не извне – она в нас, и перемена общественных институтов и государственных форм не всегда несет в себе перемены внутри нас самих. Когда я после премьеры спросила у Разумовской, каково себя ощущать автором пьесы на все времена, она почти растерянно мне ответила: «Это вышло случайно…» Три десятилетия назад молодая выпускница театроведческого факультета писала пьесу «на злобу дня», не предполагая, что в 2013-м эта злоба будет довлеть над нашими днями едва ли не с большей силой.

То, как сделан этот спектакль, есть ответ вызовам нашего времени – подчас неглубокого, хлопотливого, падкого на внешние эффекты и занятого погоней за быстрым успехом, не всегда сулящим долгосрочное преуспеяние, суетного и подчас глухого к «впечатлениям изящного» в их классическом проявлении. Текст пьесы, во многом сокращенный и адаптированный к современности, как и многие сценические приемы спектакля, благодаря этой работе постановщика становится более внятным именно сегодняшней аудитории, которую надо почти насильно возвращать в рамки школы сострадания – через осознание собственной моральной глухоты и несовершенства.

Спектакль ТЮЗа предлагает беспечному в своем юном эгоизме зрителю совершить тяжелую нравственную «работу над ошибками», которые, по счастью, пока совершил не он сам, а во многом похожие на него герои постановки. И такая шоковая терапия, прививка болью, несомненно, может спасти не одну «душу живу» в эпоху прагматизма и выхолащивания традиционных ценностей, которая, как некогда советская эпоха, продолжает порождать нравственных клонов таких вот веселых старшеклассников, заигравшихся в смертельную игру с непредсказуемым финалом.

Татьяна Позняк

Добавьте комментарий

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Войти через

Похожие публикации

Наверх