Вчера на Дворцовой площади было в несколько сеансов дано грандиозное 3D-шоу, посвящённое 250-летию Эрмитажа. Слов нет, инсталляция, задуманная французским режиссёром, превращавшая здание Главного штаба в гигантский экран, на котором транслировалась история главной императорской резиденции, превратившейся в крупнейший в Европе художественный музей, впечатляла.
Жаждущие зрелищ шли на площадь сплошным потоком, начиная с 5 часов вечера, заставляя удивляться привыкших к людским столпотворениям продавцов на Невском. Одна из них, например, делясь впечатлениями об увиденном, сказала, что никогда бы не подумала, что люди так любят Эрмитаж.
Нечего говорить и о том, что даже станции метро, эскалаторы которых в большинстве своём были задействованы исключительно на выход в город, не справлялись с наплывом пассажиров.
Толпу, желавшую оказаться на главной площади города, уже видавшую постперестроечные митинги, концерты Пола Маккартни, Rolling Stones и гала-концерты на «Алых парусах», встречали металлические рамки, сквозь которые, в целях безопасности, должны были проходить желающие попасть на «Бал истории».
После того как люди, преодолев бутылочное горлышко контроля, всё же попадали на площадь, после ада на входе казавшуюся совсем свободной, через двенадцать минут их ожидало новое испытание на выходе, после которого все предыдущие неурядицы этого дня казались детской забавой.
Зрители, ставшие свидетелями инсталляции, желали всё через те же «горлышки», ну, пусть правее, покинуть площадь, но на них уже давили толпы народа, желавшие попасть внутрь. Люди, вырвавшиеся из жестоких объятий напиравших масс, ещё некоторое время благодарили Всевышнего, что Он не дал им быть разорванными бездушной толпой.
Броуновское движение людской массы заставляло присутствующих вспоминать о похоронах Сталина или давке на Ходынской площади, и слава Богу, на сей раз обошлось без жертв.
Резюмируя действо на Дворцовой, хочется сказать, что грандиозное шоу, как и всё замечательное, происходящее всегда и везде в нашей стране, оказалось до конца не продуманным.
Устроители не озаботились тем, чтобы впускать на площадь очередных зрителей через одни ворота, а выпускать – через другие. Неудобств при посещении площади в столь знаменательный день, конечно же, было не избежать, но тогда шоу, предваряемое словами Б.Б. Пиотровского «Если мы не спасём красоту, то как же она спасёт мир?», стало бы гораздо безопаснее и запомнилось бы многочисленным зрителям не столь чудовищной давкой, сколь своим великолепным содержанием.