В недрах Жилищного комитета разработали законопроект «О порядке и условиях заключения с пожилыми гражданами договоров пожизненной ренты». Если он будет принят, договоры со стариками смогут заключать не только частные лица, но и правительство города. Выкупленные квартиры, отходящие после смерти их бывших владельцев к городу, Смольный намерен использовать в качестве жилого фонда для очередников, которых к этому году скопилось свыше 410 тысяч человек.
Положения договора уже проходят проверку на антикоррупционность, и сейчас согласовываются в профильных комитетах.
Уже сегодня положения ещё не вступившего в жизнь договора вызывают ожесточённую полемику и критику. Прежде всего, в проекте договора написано, что такие договоры могут заключать супружеские пары и одиноко проживающие пенсионеры, достигшие 75-летнего возраста. Это вызывает удивление, так как, согласно статистике, средний возраст наших стариков, уходящих в мир иной, составляет 70,3 года. Получается, что город хочет просто наживаться на своих пожилых гражданах, которые не успеют воспользоваться своей рентой.
Всего в городе на сегодняшний день проживает 1,18 миллионов пенсионеров, из них только 303 тысячи перешагнули порог в 75 лет, поэтому база для заключения договоров существенно сокращается.
Далее, город собирается единовременно выплачивать своим контрагентам сумму, составляющую 10% от рыночной оценки их жилища, а после этого вплоть до самой смерти ежемесячно выплачивать сумму в два прожиточных минимума, который на сегодня определён в 5 523 рубля.
Это положение также вызывает вопросы: первый из них – кем и каким образом будет рассчитываться рыночная стоимость жилья. Здесь существует огромная коррупционная лазейка. Второй озвучил депутат-яблочник Борис Вишневский, считающий, что нищенские два прожиточных минимума для предполагаемых пожилых рантье должны быть как минимум увеличены до четырёх, тогда у стариков будет хоть подобие обеспеченной старости.
Скептики отмечают, что и сумма в 10% для города слишком мала, поэтому закон попахивает очередной обираловкой пенсионеров, на этот раз со стороны городских властей.
В Смольном считают, что новый закон, помимо прочих основных выгод, будет призван к повышению доверия населения к рентным отношениям. Сегодня количество заключаемых договоров пожизненной ренты традиционно стабильно ничтожно. Даже матёрые участники рынка жилья не могут определить, сколько же на самом деле заключается таких договоров.
Бизнесмены, занимающиеся недвижимостью, считают, что в законе совершенно не прописаны правовые механизмы действия этого закона на практике. Непонятно, кто должен проводить экспертизу стоимости жилья, определять дееспособность пенсионеров, будет ли наследоваться рента в случае объявления наследников.
Впрочем, продавцы своего жилища в ренту, в случае недовольства соблюдением условий договора, по закону легко могут его расторгнуть, и тогда в убытке окажется покупатель жилья, в данном случае городские власти
Вывод напрашивается один: сырой и неудобоваримый законопроект нуждается в серьёзной доработке, и только после всестороннего обсуждения и достижения компромиссов со всеми заинтересованными сторонами он может быть предложен на очередное рассмотрение Законодательного собрания хотя бы в первом чтении.