Сотрудники фонда помощи мигрантам из азиатских стран весьма обеспокоены тем, что мигранты игнорируют бесплатные курсы по обучению русскому языку, а в повседневной жизни не употребляют русские слова в общественных местах.
В самом деле, для узбекской диаспоры на базе нескольких культурных центров и библиотек были созданы специальные курсы, на которых мигрантов бесплатно должны были обучать русскому языку.
Объявление об этом было размещено, прежде всего, в газете «Туран», выходящей на узбекском языке, а также было опубликовано в справочниках мигрантов. Дело ограничилось всего лишь десятком звонков, до самих курсов азиаты добраться так и не удосужились. Деньги, выделенные на эту благую программу, как-то по-тихому закончились, не дойдя до своих адресатов, а через некоторое время и финансирование такого важного, но нежизнеспособного проекта, было прекращено.
Советуем им обащаться в агентство перевода, если придеться иметь дело с документами.
Потенциальные слушатели в разговорах с руководителями фондов, искренне желающими, чтобы мигранты, отношение к которым со стороны коренного населения с каждым годом стремительно ухудшается, могли как-то адаптироваться к обществу с непонятной культурой и традициями, заявили, что им знание русского языка ни к чему. Им, мол, хватает того, что они общаются друг с другом, а в магазинах они могут спросить товар, который им нужен, и на ломаном русском. В крайнем случае, можно прибегнуть к языку жестов.
Граждане Узбекистана и других диаспор считают, что им незачем интегрироваться и учить русский язык по разным причинам. Одним кажется, что они здесь надолго не задержатся, заработают и уедут домой. Другие считают, что они останутся здесь на всю жизнь, перевезут сюда всех своих родственников, и постепенно вытеснят коренное население, создав здесь свои порядки, не считая себя белыми воронами в чуждом и непонятном им европейском обществе.
Последнее мнение приезжих является красной тряпкой для русских националистов, которые, в общем-то, справедливо считают, что азиаты нахлынули сюда только для того, чтобы заработать денег, совершать безнаказанные преступления, выказывая крайнюю степень пренебрежения к коренным жителям, а посему для них одна дорога – Чемодан – Вокзал – Ташкент.
Семён Пихтелев, один из лидеров национал-демократов считает, что они заинтересованы только в расширении своего присутствия, а, следовательно, экспансии, напрочь отвергая европейские культурные ценности, петербургский стиль жизни и национальные ценности народа, принимающего их на работу. В настоящий момент их стало слишком много, и огромный котёл Петербурга больше не в состоянии переварить и интегрировать такое количество приезжих.
У мигрантов здесь вырисовывается своя самодостаточная среда – город в городе, государство в государстве. Прорабы на стройках уже давно стали не русскими, а приезжими, то же наблюдается и в магазинах. Они повернули дело таким образом, чтобы не они интегрировались в наше общество, а мы – в их.
Такое видение ситуации отнюдь не является маргинальным. С националистами теперь уже соглашаются и социологи. Они подтверждают, что мигранты действительно не желают интегрироваться, но и уезжать из чуждого им по культуре общества они вовсе не стремятся. Они живут в Северной столице в анклавах – селятся рядом со своими, общаются исключительно со своими, работают вместе со своими, и почти не коммуницируют с внешним миром.
Алижан Хайдаров, Президент узбекской диаспоры в городе, говорит, что мигрантам обязательно нужна программа сдачи экзаменов по русскому языку, с сертификатами об окончании курсов. Причём, это должно коснуться всех мигрантов, а не только представителей сферы ЖКХ, услуг и торговли, как это происходит сегодня.
Господин Хайдаров поражается, почему его соотечественники занимают такую позицию: в самом деле, если разнорабочего просят принести кирпич, он должен понимать, что не нужно нести лопату. Соотечественник должен уметь поздороваться, попрощаться, вежливо задать аборигену вопрос. В интересах приезжих ассимилироваться в петербургской культурной среде, это сгладит национальную рознь, ликвидирует проявления поднимающего голову неонацизма, подпитывающегося и находящего своих неофитов именно благодаря сложившейся ситуации.
Единственные, кто охотно посещает курсы русского языка – это дети мигрантов, которым приходится общаться со своими русскими сверстниками. Волей-неволей для того, чтобы не выглядеть белыми воронами в школьной среде, не становиться объектом насмешек среди одноклассников, им нужен русский язык, и в этом они выгодно отличаются от большинства своих более старших соотечественников.