Музей современного искусства Эрарта представляет выставку французского художника Алена Бонфуа, который посвятил большую часть своей творческой жизни изображению обнаженной женской натуры.
Ален Бонфуа ведет активную выставочную деятельность с середины прошлого века — его произведения выставлялись в музеях и галереях по всему миру: во Франции, Италии, Германии, Великобритании, Бельгии, Швейцарии, России, США, КНР, Японии, а также на острове Таити.
Французский художник Ален Бонфуа родился на Монмартре в 1937 году. Здесь же, в Париже, он окончил школу прикладного искусства и художественное училище, после чего перебрался в Брюссель, чтобы поступить в Королевскую Академию изящных искусств, на факультет гравюры и скульптуры. По возвращении из Бельгии с 1961 по 1963 год Ален работал в парижской мастерской скульптора Антониуччи Вольти, ученика Огюста Родена.
Однако в качестве основной формы самовыражения Бонфуа все же избрал живопись. Поворотным моментом для него стал переезд в Тоскану — именно здесь Ален открыл для себя красоту не только итальянских пейзажей, но и обнаженной женской натуры. Пожалуй, еще одна важная точка в биографии автора — поездка в Японию в 1973-м, где Бонфуа познакомился с традиционной техникой суми-э. Сегодня, спустя 50 лет, можно сказать, что художник достиг в ней поистине виртуозного мастерства.
Секрет пленительных произведений Алена Бонфуа прост: художнику, который большую часть своей продолжительной творческой жизни посвятил образу обнаженной женщины, значительно интереснее, чем зрителю.
На выставке в музее Эрарта будут представлены живописные работы Бонфуа, но построены они не на цветовых пятнах, а, подобно рисунку, на линии — автор овладел этим средством под впечатлением от традиционной японской техники суми-э. Рисование тушью он практикует уже около полувека, с тех пор, как впервые побывал в Японии. В этой практике есть нечто перформативное, как в чайной церемонии или упражнениях с катаной. В творчестве Алена Бонфуа встретились сразу две традиции: одна основана на дисциплине созерцания, а другая связана с активным действием — со стихийным существованием линии и той экспрессией, которую ей передает жест. Природа картин автора — в модельных сеансах и общении с натурой, которые напоминают транс.
При взгляде на произведения Бонфуа возникает впечатление, будто не художник руководит линией, а наоборот. Кажется, его влечет быстрое желание овладеть натурой — не просто передать ее, а именно присвоить. Автор не разменивается на выписывание кистей рук, стоп и коленных суставов в угоду натурализму. Напротив, он сознательно искажает пропорции, погружаясь в мир фантазийный, напрямую связанный с сиюминутным чувством. Возможно, в этом есть и сюрреалистический автоматизм, который всегда связан с чувственностью. Кажется, что модели Бонфуа, подобно женщинам Модильяни с лебедиными шеями, возлежат в вычурных и неудобных позах. Это не цитирование классиков и не маньеризм, а напротив, органичное, природное состояние для его героинь. Яркие линии бедер или ягодиц пересекают марево цветов, напоминая тем самым очертания материков, омываемых Мировым океаном. Можно упрекнуть автора в том, что модель интересует его гораздо больше, чем ее окружение, что в этих работах нет целостности. Однако за этой незавершенностью фона кроется восхищение гармонией женского тела. Плоть в картинах Алена Бонфуа — это некий Космос — прекрасный, естественный порядок, от которого хаос буквально убегает, сливаясь в пеструю, переливающуюся живописную материю.
Ален Бонфуа. Запах женщины
Даты проведения выставки: 13 декабря 2024 —16 марта 2025
Музей современного искусства Эрарта, Санкт-Петербург