Будущая актриса безраздельно отдала свое сердце ТЮЗу еще будучи школьницей, когда юная театралка предпочитала спектакли Корогодского всем остальным – даже нашумевшим постановкам БДТ и Малого драматического, которые тоже исправно посещала.
Загоревшись мечтой и самой играть когда-нибудь на этой сцене, Маша после школы не стала поступать в театральный, а пошла работать, потому что Зиновий Яковлевич набирал курс только на следующий год. И сегодня, пытаясь сформулировать, каким главным умением одарил ее Мастер, Мария Владимировна, опираясь на многолетний сценический опыт, с благодарностью говорит о том, что все птенцы Корогодского покидали свое гнездо, хорошо оснащенные профессиональными знаниями и готовностью отстоять свою творческую состоятельность в любых условиях. Такая закалка пригодилась им позже, когда учитель покинул театр и надо было достойно существовать в новых театральных реалиях. И в свете рампы, и на съемочной площадке они потом всегда будут «прикрыты» той крепкой школой, которую дал им Корогодский.
Братья и сестры
Мария Соснякова с признательностью и теплотой называет режиссеров и партнеров по сцене, которые в разные годы одарили ее интересными постановочными ходами и радостью от слаженной ансамблевой игры. Актриса считает, что достигать единомыслия даже с носителями иной театральной «религии» - удел людей мыслящих и талантливых. В этом смысле, все одаренные люди – братья и сестры, умеющие найти общий язык в нашем театральном Вавилоне, считает Соснякова. Она с удовольствием вспоминает, как интересно работалось с молодым Василием Сазоновым, который поставил в ТЮЗе полюбившийся публике спектакль по пьесе Эжена Ионеско «Бред вдвоем», или с Григорием Дитятковским в «Зеленой птичке». Непросто далась ей роль Юки в японской сказке «Бекканко-они» из проекта "Сказки народов мира". С увлечением актриса осваивала новую театральную эстетику, замешенную на национальной японской пластике, когда каждую мизансцену режиссер рассчитывал с миллиметровой точностью. При этом строгость формы надо было наполнить по-русски достоверным проживанием. А в спектакль «Покойный бес» Анатолий Праудин буквально хитростью заманил Соснякову на «пол-роли», потому что там ей пришлось сыграть вторую половину сущности героини, и это тоже оказалось задачей необычайно увлекательной. Сергею Каргину актриса благодарна за роль Ариадны в спектакле «Дом, где разбиваются сердца», которая ознаменовала собой переход от детско-юношеских персонажей к полноценно женским, а Андрею Андрееву, пришедшему в театр вслед за Корогодским, - за ввод в музыкальную постановку «Бог в помощь вам, друзья мои», которую он делал вместе с Александром Хочинским. Здесь актриса смогла утолить свою любовь к пению, при этом не разочаровав публику. В легендарной постановке «Маленький принц» Соснякова сначала играла заглавную роль в очередь с неподражаемой Ириной Соколовой, а затем сменила ее на этом почетном посту. Режиссер из Израиля Михаил Лурье предложил артистке сложную роль матери двоих детей в постановке «Наш городок» по пьесе Уайлдера, которая тоже стала этапом в ее профессиональном становлении. И уже в период новейшей истории театра Мария Соснякова рискнула принять участие в экспериментальном проекте молодого режиссера Дмитрия Волкострелова «Танец Дели» - одного из самых нашумевших спектаклей ТЮЗа последних лет. Доверяя новаторскому видению постановщика, она и в себе неустанно ищет новые актерские краски, чтобы поспевать за быстротекущим временем.
Наш, только наш!
Название этого легендарного тюзовского спектакля как нельзя лучше отражает отношение Марии Сосняковой к своему театру. Эту верность ТЮЗу даже в самые трудные времена актриса всегда ставила выше заманчивых посулов комфорта и материальной стабильности. Но ведь истинная любовь всегда лежит за пределами рационального. Пытаясь представить новую будущность в другом городе и другом театре, она неизменно приходила к одной и той же мысли – «нет, только наш!». Она нежно любит свой театр-дом и людей, с которыми работает. Восхищается талантом коллег-актеров и уважает усилия руководства ТЮЗа, которое печется о том, чтобы дух творчества подпитывался заботой о вещах повседневных, но жизненно важных для правильного настроя труппы. Мария Владимировна принимает новую театральную политику ТЮЗа, который не только с каждым сезоном множит славу важной фестивальной площадки, но в последние годы стал полигоном для молодой режиссуры. Актриса уверена, что с такой сильной труппой ТЮЗ может позволить себе любые эксперименты и сама готова в них участвовать. Мария Соснякова обладает счастливой способностью светло и с благодарностью оценивать каждый этап своей творческой жизни в этих знаменитых стенах. Умение, а главное, искреннее стремление находить добро и пользу там, где другие, возможно, видят трудности или злые козни, помогает актрисе смотреть на каждую сыгранную роль как на очередную ступеньку для актерского и личностного роста.
Татьяна ПОЗНЯК