Наверное, мало кто знает, что Сергей Жукович по материнской линии унаследовал титул Почетного гражданина города Санкт-Петербурга, которого в 1903 году был удостоен прадед актера за издание памятной книги, посвященной 300-летию Дома Романовых. А в 1913 году к званию Почетный гражданин добавили еще одно – Потомственный, то есть имеющий право передавать его детям и внукам по наследству. Символично, что уважение к памяти поколений, чтимой в этой семье, абсолютно совпало с принципами, которые лежали в основе театральной школы Зиновия Корогодского, верным выучеником которой стал впоследствии артист Жукович.
«Спасибо Мишке Назарову!»
В детстве он вовсе не мечтал стать артистом, судьба будто сама вела Сергея к будущему призванию. Мальчик с Васильевского острова до поры до времени «крутил собакам хвосты», а в четвертом классе закадычный друг Мишка буквально за шкирку притащил Сергея в кружок художественного слова при ДК имени Орджоникидзе, где разучивали пионерские речевки, с известным тогда детским педагогом Подберезиным, так что первый выход на публику состоялся у Жуковича именно на сцене ДК в день рождения пионерской организации.
Был ли успех, будущий артист не помнит – помнит только, что буквально ослеп от лучей направленных на сцену световых пушек. А осенью неразлучных друзей пригласили в новую драматическую студию при том же ДК.
Первый в творческой жизни Сергея спектакль «А с Алешкой мы друзья», роль –Пионера, был дипломной работой выпускницы Института культуры Регины Азеран. Следующей его работой стала роль Ворона в «Снежной королеве», педагог К. Карпова. А потом, пройдя кастинг на роль ведущего ежемесячной детской передачи « Операция Сириус -2», мальчик пришел в детскую редакцию телевидения, где актерской судьбой одаренного семиклассника занялся актер театра имени Ленинского комсомола и режиссер Владимир Поболь. А в созданном Поболем Детском театре имени Павлика Морозова, при Смольнинском ДПШ, Сергей набирался актерского опыта, ездил на гастроли и постигал азы студийности.
Апофеозом того периода стала роль Поваренка в спектакле театра Ленинского комсомола «Сирано де Бержерак». Знание этой «театральной изнанки» потом сильно помогло Жуковичу в годы студенчества. Школа Поболя также была построена на преемственности актерских поколенийи и студийной атмосфере, так что этот режиссерский подход надолго стал театральной религией Сергея. К тому же именно Поболь помог мальчику из офицерской семьи четко осознать и артикулировать его желание стать артистом.
«Театральные игры»
Поступив сначала в студию к Зиновию Корогодскому, затем перейдя к нему же в ЛГИТМиК, на только что организованное отделение детского театра, Сергей с головой окунулся в учебу.
Школа Корогодского дала ему, не только профессиональные навыки, но понимание того, что есть актер детского театра, и этими знаниями Жукович оперирует до сих пор. Ведь нынешние студенты уже не сдают зачетов по законам детского восприятия, педагогике, истории детской литературы и проблем детского театра. Эта прививка, сделанная в юности, и через сорок лет поддерживает творческое здоровье учеников Корогодского. Более того, в течение двадцати лет Жукович без отрыва от работы в ТЮЗе занимался педагогикой, воплощая в жизнь заветную идею своего учителя о «раннем актерском образовании».
С тремя другими артистами Сергей Георгиевич работал со школьниками по системе эмоционального развития детей, которую еще его мастер назвал «Театральными играми». Позже к этому проекту примкнули и другие известные тюзовские актеры. Обучая детей в игре, они одновременно и сами были в актерском тренинге. Сегодня Сергей Жукович, востребованный не только в театре, но и в кино, уже не может существовать в жестком графике «Театральных игр». Но уверена, что ТЮЗ только выиграл от такого «хобби» своего артиста.
Победа над собой
Жизнь в ТЮЗе началась для Жуковича с роли Гатыня в дипломном спектакле «Вей, ветерок!», который Корогодский перенес на сцену своего театра. Артист даже типажно точно попадал в прибалтийскую тему: в жилах Жуковича есть капля литовской крови. Он признается, что ощущения от этой работы до сих пор не остыли.
Другим масштабным замыслом Корогодского стал «Борис Годунов», Будучи распределенным на роль Царевича Фёдора, молодой артист также принял участие в творческом конкурсе на роль Пимена. И после ухода в другой театр назначенного на эту роль артиста, Жукович исполнял уже две роли– Пимена и Царевича Фёдора. Артист называет этот спектакль этапным.
После ухода Корогодского многие тюзовцы пережили период растерянности, который не слишком способствовал творчеству, но Жукович и в этой ситуации нашел способ профессионально утвердиться – хотя бы в собственных глазах. Маленькую роль в инсценировке гениального романа «Над пропастью во ржи» он называет «победой над собой»: он тогда на практике проверял тезис «не бывает маленьких ролей – бывают маленькие артисты». Своего Бармена, который и должен-то был всего лишь убрать стаканы со стола, Жукович придумал и сыграл с таким блеском, что срывал аплодисменты зала. А в спектакле по пьесе Бартеньева «Я отправлю себя гулять» артист просто-напросто сам придумал себе роль «от автора»: он играл не основной текст, а «лирические отступления» - со скрипочкой, виолончелью и альтом.
Были в судьбе актера и более масштабные роли, коих им сыграно на сцене ТЮЗа более семи десятков, но он говорит об этой «проходной», потому что она может служить мерилом его отношения к профессии, которую он никогда не предавал. И кого бы он ни играл сегодня – Ворона в «Белоснежке» или Дракона в «Бедном рыцаре» - он всегда ищет за самым простым текстом Вселенную, помня слова Джигарханяна: «Своего Гамлета я сыграл в Волке из «Красной Шапочки». А еще есть кино, которое Жукович ценит как новый опыт - «Там надо очень быстро соображать» - «Сравнить и переводить на свой профессиональный язык», разные режиссерские школы». А материал для сравнения есть: актер снимался и у Панфилова, и у Авербаха, и у Мельникова и других известных кинорежиссеров.
Своя колея
Но главным в жизни Жуковича по-прежнему остается его театр-дом, о будущем которого он печется не меньше, чем о сохранении традиций, заложенных его Мастером. Артист не сомневается, что на его беззаветную любовь ТЮЗ откликается ему тем же чувством. Он уверен, что у театра не только славное прошлое, но и большое будущее, что у него «своя колея», идти по которой непросто, но увлекательно.
ТЮЗ работает со сложным зрителем разных возрастных категорий, - от поклонников нестареющего «Конька-Горбунка», который вот-вот выйдет в новой редакции, до тех, кто способен оценить новое прочтение пьесы Островского «Доходное место» - премьера спектакля открывает новый тюзовский сезон.
Артист возлагает большие надежды на руководителя художественных проектов театра Адольфа Шапиро, с появлением которого в ТЮЗ пришли новая драматургия и режиссура. И хотя некоторые новые постановки кажутся актеру спорными, он считает, что так и должно происходить в живом театре, существующем в режиме поиска.
Он и сам работает в этом режиме: заходит в театральную академию, чтобы посмотреть, чему сегодня учат будущих артистов, с увлечением принимает участие в спектаклях молодых режиссёров и продолжает верить в то, что детский театр – особое место, куда заказан путь бездарным и равнодушным. Потому что никто еще не отменял закона: «Все лучшее – детям».