Творческая жизнь этой актрисы, которая считает себя тюзовкой по призванию, - яркий пример того, как умение делать осознанный выбор, не полагаясь на игру слепого случая, определяет судьбу и придает глубинный смысл существованию в стенах старейшего театра для юношества. Когда-то критик метко назвал Татьяну Петровну «ткачом своего счастья». И дело тут, видимо, не в фамилии, доставшейся актрисе от мужа, а в самом ее имени, которое означает «устроительница, созидательница». В умении ставить цель и добиваться желанного результата Татьяне с юности трудно было отказать. И хотя отец будущей актрисы занимал крупные государственные посты и девочка привыкла жить в достатке, изнеженной и избалованной ее назвать было трудно. Правильное воспитание и суровые уроки жизни выковали характер – прямой и независимый, ставший потом залогом честного служения профессии наряду с преданностью семье. Соблюдать паритет этих главных ценностей удается далеко не всем людям творчества, но Татьяна Ткач владеет секретом такой гармонии. Может потому, что 35 лет назад ТЮЗ однажды и навсегда стал ее родным домом, который актриса, переигравшая к тому времени на периферии почти весь классический репертуар, выбрала сама.
С высоты прожитых лет она не может не оценить высокую себестоимость опыта, полученного в провинциальных театрах, давших стране столько звезд сцены и кино. После работы в Кемерово, Рязани, Новокузнецке и Ставрополе в ТЮЗ Ткач пришла уже зрелым профессионалом, которого по достоинству сумел оценить Зиновий Корогодский, устроивший кандидатке полноценный экзамен. И позволил ей стать частью труппы, почти целиком состоявшей из выучеников его школы. Так, формально не будучи ученицей руководителя театра, Татьяна Петровна по сути стала верной проводницей его художественных идей, сыграв во всех знаковых постановках Корогодского. С первых дней она безошибочно «попала» в настроение и особую энергетику этой сцены, которая ее буквально сшибла с ног при первом посещении ТЮЗа. Ткач почти случайно попала тогда на спектакль «Нетерпение» по книге полузапрещенного Юрия Трифонова, и захотела остаться здесь навсегда. И тут творческие чаянья совпали с ее давней детской мечтой.
«Мой папа был из Ленинграда, где в блокаду погибли все его родственники, - вспоминает Татьяна Петровна.- Я родилась в Порт-Артуре, но с детства верила, что вернусь в папин город, где оказалось мне родным все – и нескончаемый ленинградский дождик, и Нева, и вечная красота его дворцов и набережных. Может, дают себя знать аристократические корни, но именно красоту и комфорт – и в жизни, и в работе, и в человеческих отношениях, я ценила и ценю больше всего. И речь, конечно, не только о красоте внешней (хотя известна моя страсть к антикварным вещам), но прежде всего о гармонии с собой и с тем, что тебя в жизни окружает». В зависимой профессии актера всякое случается, и так трудно бывает соблюсти это идеальное равновесие между тем, что хочется играть, и тем, что достается. Татьяна Ткач вывела собственную формулу творческого счастья, которая в любой ситуации помогает ей не чувствовать себя в проигрыше. Все очень просто: в любой, даже самой неожиданной, вроде бы, роли, она ищет то алмазное зерно, ради которого и пришла когда-то в профессию. Вот почему после создания четырех десятков разноплановых образов, среди которых были и роли юных и прекрасных героинь (благо, фактура позволяла), и характерные возрастные персонажи, актриса до сих пор остается востребованной в текущем репертуаре, при этом не боясь пробовать себя в новых творческих ипостасях.
Женщина из «Кошки, которая гуляла сама по себе» и Вессон из легендарного спектакля «Месс-Менд», Королева из «Ундины» и Пульхерия Александровна Раскольникова из «Преступления и наказания», княгиня Хлестова из постановки «Горе от ума» и Миссис Хэшбай из спектакля «Дом, где разбиваются сердца», Чебоксарова из «Бешеных денег» и Барыня из «Грозы», Татьяна Ткач и сегодня играет премьеру за премьерой, подавая молодым пример профессионализма и актерской смелости. Молодой режиссер Мария Критская увидела Ткач в колоритной роли Тёты в недавней постановке по северным сказам Шергина «Плыл кораблик белопарусный», а маститый Адольф Шапиро поручил ей роль Бабушки в своей фантазии на тему романа Бредбери «Вино из одуванчиков, или Замри». Актриса одинаково убедительна и в роли Королевы в тюзовском хите на все времена «Белоснежка и семь гномов», и в современном образе Инги Потоцкой из прошлогодней премьеры «Парень из прошлого». При этом актриса не побоялась пойти на известный риск, приняв предложение молодого, но уже известного среди мастеров театрального авангарда Дмитрия Волкострелова сыграть в его экспериментальной постановке «Танец Дели» по пьесе Ивана Вырыпаева. И риск себя оправдал: за эту роль Татьяна Ткач была номинирована на главную театральную премию страны «Золотая маска». Актриса ни в чем не дает себе спуску, полагая, что возраст – не оправдание, а лишний повод крепче держать себя в рабочей форме. Не уставая повторять, что ТЮЗ – это не имя театра, а группа крови, и по-прежнему поклоняясь своему богу – Красоте, она умеет на сцене быть некрасивой, если к тому призывает его величество Искусство.
Татьяна Позняк
Татьяна Ткач: «ТЮЗ – это группа крови»
Фото:
vk.com
В этом году 35 лет творческой деятельности на сцене ТЮЗа им. А.А. Брянцева отмечает заслуженная артистка России Татьяна Ткач.
Обнаружили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, либо нажмите "ОШИБКА"