В воскресенье прошло прощание с Алексеем Германом – гордостью кинематографического Петербурга, вся жизнь которого была связана с киностудией «Ленфильм».
Несмотря на то, что за свою жизнь Алексей Юрьевич снял всего шесть фильмов, пять из которых имели трудную кинематографическую судьбу, а шестой – «Трудно быть богом», снятый по мотивам романа братьев Стругацких, больших друзей режиссёра, - снимался в течение 14 лет, но так и не дошёл до широкого проката – имя Герман – одно из самых почитаемых и великих в отечественном кинематографе.
Гражданская панихида прошла в павильоне № 1 киностудии «Ленфильм», защищая судьбу которой, Герман-старший потерял немалую толику своего здоровья. Проститься с режиссером пришли простые зрители, артисты, режиссёры, политики и общественные деятели. Из первопрестольной пожаловал даже Владимир Мединский, министр культуры Российской Федерации, а также сенатор Вадим Тюльпанов. Кстати, ни градоначальника Георгия Полтавченко, ни его «культурного» заместителя Василия Кичеджи в момент прощания в зале не было (ещё один пример отношения к настоящей культуре великого города со стороны власть предержащих). Не пришёл попиариться и главный ревнитель культурных ценностей с Мариинского дворца, которого покойный при жизни откровенно презирал.
Были актёры Олег Басилашвили и Леонид Ярмольник, которому выпала честь сниматься в главной роли последнего фильма Алексея Германа, режиссёры Алексей Учитель, считающий себя учеником покойного мэтра, Андрей Смирнов. Все говорили о том, что с уходом Алексея Юрьевича ушёл и другой мир – мир, каким его видел великий режиссёр. Теперь его дело должен довести до конца сын – Алексей Герман-младший, которому, как никому другому, понятно то, что хотел донести до зрителей его великий отец.
После гражданской панихиды гроб с телом перевезли в храм на Конюшенной площади, где прошло отпевание. Похоронили Алексея Юрьевича Германа не в Комарово, как первоначально планировали, а на Богословском кладбище, рядом с могилой его отца – известного писателя Юрия Германа.
Так закончился земной путь режиссёра, создавшего целую кинематографическую школу.
Творческая судьба режиссёра была непростой. Поскольку режиссёр стремился говорить в своих кинолентах правду, насколько неприглядной для власть предержащих она бы ни казалась на момент выхода фильма, большинству его работ была уготована судьбы лежать на полке до лучших времён.
Его фильм «Проверка на дорогах» 1971 года вышел в прокат только в 1985 году, пролежав на полке долгих четырнадцать лет из-за того, что в истории о бывшем пленном солдате, принявшем сторону фашистов, а после раскаявшемся и сдавшемся партизанам, чтобы воевать на стороне СССР, из-за того что в ней чиновники от кино усмотрели нападки на советские фильмы о войне.
Следующим фильмом Германа был «Двадцать дней без войны» 1976 года, в котором пронзительно сыграли Людмила Гурченко и Юрий Никулин.
Ещё одна лента «Мой друг Иван Лапшин» 1984 года принесла режиссеру Государственную премию и призы кинофестивалей в Роттердаме и Локарно.
С 1985 года Герман-старший работал секретарём Союза кинематографистов СССР.
В 1990 году Герман-старший организует «Киностудию первого и экспериментального фильма» (ПиЭФ)
Последний фильм по роману Стругацких «Трудно быть богом» Герман снимал с 2000 года, но он до сих пор не вышел на экраны в связи с трудностями озвучивания и проблемами финансирования, а главное – из-за пошатнувшегося здоровья мастера.
Германа подкосило известие о смерти его друга – писателя Бориса Стругацкого. В ноябре после падения он попал в ВМА, где перенес операцию по удалению травматической гематомы головы. 20 февраля его состояние резко ухудшилось, и 21 февраля на 75 году жизни режиссёр скончался.
Его сын, Алексей Герман-младший, сказал, что в последний раз, когда он видел отца в сознании, он диктовал письмо в защиту киностудии «Ленфильм», которую отстаивал от «московских захватчиков» вместе с Александром Сокуровым до последнего своего вздоха. Студию, где Герман-старший проработал всю жизнь, удалось спасти во многом и ценой его здоровья.