В 2012 г. рабочая группа Минфина разработала комплекс мер по увеличению доли безналичных платежей. Эксперты опасались тогда, не приведёт ли установка терминалов в ТЦ к повышению цен, не возникнет ли недовольство дефицитом банкоматов в малых городах после перевода зарплат на карты. Прогнозировалось, что постепенное сокращение до 15 % доли наличных в денежной массе высвободит до 3 трлн. рублей, которые можно использовать для кредитов, это также сдержит эмиссию, увеличит прозрачность платежей, поможет бороться с фирмами-однодневками.
На конгрессе Георгий Лунтовский --первый зампред ЦБ – сообщил, что по % безналичных платежей мы приближаемся к уровню развитых стран, он разный (высокий в США – примерно 70 %). В России цифра пока скромнее – 15 % услуг, работ, товаров оплачено пластиком, годовой прирост – 3 % . По инфраструктуре у нас – первое место в Европе, 1, 3 банкомата на тысячу россиян (в Германии, Англии – 1). Зато торговля с терминалами не спешит – их 7 на тысячу покупателей, наша страна в конце списка.
Максимальный эффект от перехода на карты почувствуется через десяток лет, когда заработает Национальная платёжная система и наличные практически вытеснятся из обращения, -- считает Лунтовский. По его мнению, НСПК может использовать Таможенный союз. Президент ОАО «Универсальная платёжная карта» Алексей Попов высказал необходимость административной поддержки: нужно убедить клиентов и сами банки, что российская платёжная система конкурентна с международными. Такой мерой может стать выдача национальных карт 40 млн. пенсионеров и бюджетникам.