Правительством Санкт-Петербурга одобрен законопроект о введении на территории нашего города патентного налогообложения. Предполагается, что новая система начнёт действовать с 1 января 2014 года наряду с уже существующими формами налогообложения и, прежде всего, системой так называемой «вменёнки» - единого налога на вменённый доход. Так что те, кто пользовался при отчётах в налоговой инспекции ЕНДВ, могут продолжать отчитываться по нему и после января будущего года.
В законопроекте сказано, что патент могут брать предприниматели, чей потенциально возможный доход будет колебаться от четверти миллиона до двух с половиной миллионов рублей.
Патенты могут брать в первую очередь представители малого бизнеса, такие, как владельцы небольшой розничной торговли, предприятия по оказанию бытовых услуг (химчистки, парикмахерские, прачечные и т.п.), услуг по перевозке водным или автомобильным транспортом пассажиров и грузов, владельцы небольших кафе, услуг по сдаче в аренду недвижимости и некоторые другие категории предпринимателей.
Патент удобен тем, что получивший его не должен сдавать в налоговую инспекцию никаких отчётов, а, значит, отпадает необходимость держать в штате бухгалтера. Не нужно использовать кассовые аппараты. Владельцы патента освобождаются от уплаты за себя налогов на доходы, добавленную стоимость и имущество. Правда, за своих наёмных работников, которых может быть не более 15 человек, платить страховые взносы и НДФЛ всё-таки надо (как и за себя).
Патент может быть выдан на любой срок – от одного месяца до года. Стоимость патента в Петербурге будет колебаться от 1250 рублей до 12500 рублей в месяц. Для индивидуальных предпринимателей он будет определяться ставкой вменённого дохода умноженной на 6 процентов.
Предприниматели приветствуют введение патентной системы, но опасаются, что у правительства возникнет соблазн со временем сделать стоимость патента неподъёмной, как уже происходило не раз.
Патентная система налогообложения введена Налоговым кодексом уже несколько лет назад и в ряде регионов успешно работает, исключение составляли Калмыкия и Санкт-Петербург, поскольку в этих субъектах федерации не смогли заблаговременно принять соответствующие законы.
Губернатор Полтавченко до последнего сопротивлялся введению патентной системы в Петербурге, но его заставил смириться с этим федеральный закон. Мотивы сопротивления градоначальника ясны: он опасался за то, что сократятся поступления от предпринимателей в бюджет, но пример Ленобласти показал, что введение патентов даже увеличило поступления в бюджет в среднем на одного предпринимателя с 20 до 23 тысяч рублей.
По мнению экспертов, это произошло из-за того, что часть мелких бизнесменов, в связи с новыми возможностями налогообложения, вышла из тени, куда масса предпринимателей была вынуждена уйти после существенного увеличения страховых взносов в 2011 году.
Выход из тени – одна из главных задач правительства РФ, но он возможет только при разумных ценах на патенты. В прошлом году как раз одиозные единороссы Виталий Милонов и Алексей Макаров в своём варианте законопроекта загнули цены на патенты от 25 до 50 тысяч в месяц. С их «человеколюбивыми» предложениями не согласился даже Смольный, до сих пор не замеченный в альтруизме, разработав в недрах Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка под предводительством Эльгиза Качаева собственный законопроект, который и был одобрен правительством города.
Эксперты отмечают помимо весьма демократичных цен за патент большое количество видов деятельности (49), на которые распространяется проект. Он выгоден микробизнесу, без которого горожане существовать не могут, а поэтому – жизнеспособен.
Опасение предпринимателей вызывает тот факт, что если все дружно ринутся брать патенты, власти решат, что можно повышать их стоимость, коли они пользуются таким хорошим спросом. Так было уже не раз, и жадность чиновников сможет погубить хорошую инициативу.
Не стоит обольщаться и возможностью брать патенты на короткое время. Если, например, взять патент на продажу летом мороженого или напитков, то существует вероятность, согласовывая аренду участка земли под этот бизнес с КУГИ, а также подключения временной торговой точки к электросетям, затянуть эти бюрократические процедуры на весь срок действия патента, и он попросту пропадёт.
Кроме того, городское правительство не хочет отменять приоритет и монополию сетей в обеспечении людей продуктами питания и товарами первой необходимостью, а это значит, что введение патентов отнюдь не сделает всех мелких бизнесменов счастливыми.