Сколько счастливых моментов и хлопот приходят в семью вместе с появлением ребенка. Любящие родители начинают окружать свое дитя заботой и тщательно следить за его развитием. Первая улыбка, первый шажок, первое слово: все эти моменты хорошо запоминаются внимательными родителями и вызывают в них чувство гордости за своего малыша. Тогда несовершенная речь ребенка, которую поможет исправить хороший логопед, также как и его несовершенная походка, вызывают у всех окружающих только умильную улыбку.
Но вот проходит год, за ним другой, а подрастающий малыш все также сюсюкает, коверкая слова, и тогда родители начинают беспокоиться. Почему же ребенок растет, а речь продолжает оставаться не совершенной? Может быть, пора обратится за помощью к специалисту-логопеду или еще подождем? Вот главные вопросы, которые начинают терзать родительский ум.
Первое на что нужно обратить внимание это фразовая речь. Научился ли ребенок к трем годам произносить связанное предложение, например: «Мама, пошли гулять»; «Папа, смотри, киса кушает» и т.д? Здесь еще не важно, произносит ли ребенок в своей фразе все звуки правильно. До трех лет речь малыша нормально звучит и так: «Мама, пасигуять» «Папа, смаи, кися кусяет». Главное — это связанная по смыслу фраза, произнесенная малышом. Но если, в этом возрасте фразовой речи еще нет, нужно задуматься над этим, а лучше всего сразу обратится к специалисту.
Многие же дети в три года уже довольно бойко и активно разговаривают, но в своей речи не выговаривает какие-то звуки (например: ш, ж, с, з, л). Родителям необходимо знать, что такая особенность речи обусловлена физиологически, и с дальнейшим развитием произношение ребенка может исправиться. Таким образом, несовершенное звукопроизношение до четырех лет считается нормой развития. Однако если родители и после четырех лет замечают все те же недостатки, то здесь необходима помощь специалиста, и тогда добро пожаловать в кабинет логопеда.
Итак, ребенок в четыре года неправильно произносит или проглатывает в своей речи звуки с, з, ш, ж, л: в этом случае логопед при помощи специальных методик ставит эти звуки и вводит их в речь. Но есть один звук в русском языке самый сложный по своей артикуляции – звук (р). И если четырехлетний малыш не выговаривает только звук (р), логопеды, как правило, советуют заботливым родителям подождать пятилетнего возраста, когда будет целесообразно начать работу над постановкой и этого звука.