Оторвать взгляд от переливающейся молочным блеском гладкой поверхности стоит неимоверных усилий, ведь фарфор магическим образом притягивает к себе, словно благородный драгоценный камень. Но, столь хрупкое и прекрасное изобретение рук человеческих имеет длинную историю покорения Запада, которой следует посвятить отельный рассказ.
Итак, древние китайцы, как известно, издревле хранили секрет изготовления фарфора, и даже под страхом смерти не раскрывали его чужеземцам. Еще в XIII столетии до нашей эры так называемый «протофарфор» был изобретен для проведения ритуальных церемоний чаепития. Важность этого морально-религиозного действа была для древних китайцев неоспорима, а фарфоровые изделия как нельзя более глубоко отражали всю философскую глубину ритуала. Вкус чая должен быть безупречен, поэтому великий чайный мастер IX столетия Ча Кин отмечал особую роль глазури, а также цвета ритуальной посуды в чайной церемонии. Первоначально чашки для чайной церемонии были исключительно нефритовыми, но, с появлением нового изобретения, божественный напиток стал подаваться преимущественно в идеально гладких фарфоровых изделиях.
В Европу фарфор проникает спустя множество веков после своего триумфального изобретения. Рост бурной торговли с азиатскими странами во времена правления внука Чингисхана Хубилая способствует распространению фарфора в Бейруте и Каире. Позже он попадает в Европу, но западная цивилизация еще долгое время не может разгадать секрет изготовления «диковинной вещицы». Как известно, впервые в Европе о фарфоре упоминается в знаменитом произведении Марко Поло «Книга чудес света». Гладкие фарфоровые тарелки своим блеском и белизной напоминают автору поверхность раковины. В итальянском языке слово «морская раковина» звучит как porcellana. Оно стало вторым названием фарфора в Европе. А вот фарфором заморский гладкий и блестящий материал стали называть благодаря восточному прозвищу китайского императора: титул «фагфур» означал с арабского «Сын неба».
Вплоть до XVII столетия венецианцы, а также флорентийцы пытались воспроизвести особый состав китайского фарфора. Однако в полной мере удалось это сделать лишь в 1709 году, когда прусскому королю был подарен мастером Йоганом Фридрихом Беттгером великолепный фарфор, не отличавшийся по качеству от своего восточного родителя.
С тех пор фарфоровые изделия, такие как фарфор Royal Aurel не покидают дома западноевропейского человека. Прекрасные сервизы, удивительные статуэтки сегодня радуют глаз, как эстетов, так и простых работяг. Кто знает, стало бы это возможным, если бы великая «Поднебесная», родина фарфора, так и оставила все упоминания о нем за семью замками собственной закрытой культурной традиции…