Эту поправку в «петербургский КоАП» депутаты ЗакСа приняли 21 ноября на пленарном заседании. Однако одобрение парламентариев получил и спорный перечень признаков, которые, по мнению депутатов, дают понять, что автомобиль владельцу больше не нужен. После того, как документ приобретет статус закона, таковой будут считать легковушку, у которой спущены шины, отсутствует одно или несколько стекол или пробка топливного бака, нет фар.
Корректировка закона «Об административных правонарушениях в Петербурге» - плод совместного творчества депутата от фракции «Единая Россия» Виталия Милонова и специалистов комитета по транспортно-транзитной политике Смольного. В первом чтении народные избранники приняли документ 17 октября, сказав, что делают это авансом. Разработчикам инициативы предложили ее доработать.
Первоначальный вариант нормативного акта не обязывал специалистов административных комиссий искать владельца автомобиля, чтобы узнать, почему его «железный конь» стоит в некондиционном состоянии. Однако «яблочник» Александр Кобринский заметил - возможно, что хозяин находится в больнице или длительной командировке. «Вернувшись домой, хозяин машины узнает, что у него больше нет четырехколесной собственности», - пояснил депутат.
В этом случае водитель мог пойти в суд и добиться компенсации за утрату имущества. Выплаты осуществлялись бы из городского бюджета.
Авторы законопроекта подготовили ко второму чтению, состоявшемуся сегодня, поправку, чтобы устранить «правовую коллизию». Как пояснили в комитете по транспортно-транзитной политике, «при обнаружении разукомплектованного транспортного средства уполномоченное должностное лицо обязано известить собственника о необходимости вывоза машины с территории объекта благоустройства». Имеются в виду двор или обочина дороги в жилом квартале.
По словам депутата Виталия Милонова, после того, как владельца автомобиля ставят в известность, что его автомобиль по всем признакам является автохламом, специалист административной комиссии фотографирует машину и ждет месяц. По истечении этого срока чиновник выходит на адрес снова и, если ситуация не изменилась, составляет акт о том, что в таком-то месте стоит бесхозная машина и ее надо вывезти и утилизировать.
При этом владелец машины получит штраф в размере от двух до пяти тысяч рублей за то, что его «разукомплектованное транспортное средство» загрязняло двор. Предусмотрено законопроектом и наказание для «уполномоченного должностного лица, ответственного за содержание объекта благоустройства и не принявшего меры по извещению правонарушителя о необходимости вывоза разукомплектованного транспортного средства». Ему выпишут квитанцию на ту же сумму, что и горе-автовладельцу.
Третье чтение законопроекта должно состояться на ближайшем пленарном заседании. Затем он уйдет на подписание губернатору и только тогда станет законом.
В настоящий момент Гражданский кодекс, а также федеральный и региональный КоАПы не содержат перечня формальных признаков, сверившись с которыми можно было бы понять, что то или иное транспортное средство бесхозно и поэтому можно запустить процедуру его утилизации. Как правило, вывозят те машины, у которых нет номерных знаков или от них остался только железный остов. Как заметил Александр Холодов, координатор движения автомобилистов «Свобода выбора», в такой ситуации попытку вывоза машины из двора можно расценивать как воровство. Именно этот пробел в законодательстве и решил восполнить «единоросс» Виталий Милонов вместе с комитетом по транспортно-транзитной политике.
Вместе с тем, согласно Гражданскому кодексу, если в течение года специалист районной административной комиссии не смог найти владельца машины, которую хотят эвакуировать из двора, то он вправе обратиться в суд с требованием признать автомобиль бесхозным. После этого транспортное средство попадает на баланс Петербурга и его можно утилизировать на законных основаниях.