Российский рынок облачных услуг рос практически по экспоненте в течение всего 2022 года и сохраняет темпы роста и сегодня. Ранее этот сегмент развивался достаточно ровно, однако пандемия и уход зарубежных компаний изменили тренды. Кроме того, недоступность привычных зарубежных услуг, сложности с их оплатой, а также проблемы с поставками оборудования дали импульс развитию отечественных сервис-провайдеров и производителей ПО, на базе которого создаются облачные сервисы. Бурное развитие этих технологий продолжится в ближайшие пять лет и выведет их на новый уровень, уверены эксперты.
Российский облачный рынок сегодня переживает период подъема – спрос на отечественные технологии существенно вырос на фоне недоступности популярных ранее зарубежных технологий, к которым, кроме прочего, компании утратили не только доступ, но и доверие.
«С марта 2022 года стимулом перехода в отечественные облака оказались санкции – понадобилась замена иностранных облачных сервисов, которые стали недоступны. К примеру, громкой историей, стало отключение Почты и Облака Mail.ru от сервисов Microsoft, из-за чего пользователи лишились возможности просматривать вложения из писем и редактировать их в облаке. Чтобы пользователи смогли и дальше использовать привычную им функциональность, компания VK встроила в Почту и Облако Mail.ru решение «МойОфис», - рассказал основатель компании «МойОфис» Дмитрий Комиссаров.
Большую роль в оптимизации перехода на отечественные «облака» также сыграло желание отечественных компаний локализовать свою ИТ-инфраструктуру в России, а проблема с поставками оборудования и ПО от зарубежных вендоров плавно подвела к тому, что при необходимости быстрого масштабирования ИТ-инфраструктуры компании выбирают именно облака. Как отмечает член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин, одним из драйверов роста отечественных облачных технологий также стало импортозамещение, которому в последние годы уделяется особое внимание.
«Пик переноса инфраструктуры на российские сервисы наблюдался в марте минувшего года и продолжается до сих пор, так как время и сложившиеся условия диктуют новые подходы. Вслед за ним набирают обороты и темпы импортозамещения, которое сегодня стало едва ли не единственным залогом безопасной и стабильной работы отечественных компаний, ранее зависевших от западных разработчиков. Сегодня многие компании активно обращаются к облачным провайдерам, которые помогают обеспечить оперативное масштабирование инфраструктуры и набор платформенных сервисов. Рынок “облаков” растет во всех отраслях экономики вслед за стремительно увеличивающимся объемом данных и информации, которые нужно хранить в максимальной безопасности, при этом сохраняя возможности оперативного доступа к ним. Сохраняются также последствия бурного роста облачных технологий в период пандемии, когда удаленный доступ был особенно актуален. Активную позицию в развитии “облаков” занимает и государство, развивая проект “ГосОблако”. Внедрение таких услуг в сегменте B2G, то есть в отношения между бизнесом и государством, также в какой-то степени влечет за собой рост популярности облаков в сегменте B2B, что определенно позволит сохранить темпы роста этого рынка на высоком уровне в течение как минимум ближайших пяти лет», - считает Немкин.
Как отметил ведущий аналитик компании Mobile Research Group Эльдар Муртазин, рост рынка обусловлен несколькими факторами.
«Первый - уход западных компаний и невозможность оплаты их услуг. В B2C сегменте, то есть в массовом рынке, мы видим переход на облачные решения от российских компаний. Даже если люди могут оплачивать зарубежные сервисы, они стали воспринимать российские облачные сервисы как надежную страховку. В B2B сегменте, корпоративном, мы видим переход на российские решения в силу того, что невозможно оплачивать что-то другое», - заявил аналитик.
Согласно оценкам, которые приводит в своем исследовании аналитическая компания iKS-Consulting, объем услуг российских облачных сервисов (IaaS) в 2022 году подошел к отметке в 86,6 млрд руб., что на 41,6% больше, чем годом ранее. «Российские компании столкнулись с нехваткой оборудования для реализации проектов on-premise, альтернативу стали искать в публичных облаках. Например, в марте этого года количество новых клиентов в IaaS-продуктах Selectel выросло в 3,5 раза по сравнению с февралем. «Ростелеком-ЦОД» зафиксировал четырехкратный рост спроса на IaaS в марте-апреле по сравнению с показателями января-февраля. По некоторым категориям SaaS-продуктов скачок спроса оказался еще более существенным. Кроме того, мы наблюдаем интерес к оказанию комплексных услуг, включая SaaS со стороны крупнейшего телекома», - добавил Комиссаров.
В целом уход иностранных облачных провайдеров дал большое окно возможностей для развития отечественных аналогов, в том числе в регионах, подчеркивает Немкин.
«Очевидно, что сегодня есть определенные сложности с автоматизацией и интеграцией отечественных аналогов вместо ушедших облачных технологий. Однако компетенций российских сервис-провайдеров и разработчиков вполне достаточно, чтобы в обозримом будущем производить не только аналоги, но и версии, которые будут лучше иностранных продуктов. Только в Пермском крае с февраля прошлого года было разработано и внедрено более 20 проектов, замещающих зарубежные технологии. Среди них есть и облачные решения. Так, предприятие “Контур” создало собственное облачное пространство “Толк” для проведения аудиовидеоконференций с возможностью записи и планирования встреч, интеграцией с IP-телефонией и другими сервисами. Компания “М-платформы” сейчас заканчивает разработку процессно-аналитической платформы М-20, которая предназначена для создания информационно-управляющих систем и облачных сервисов без программирования. Она предусматривает визуальные схемы и интерактивные конструкторы, при помощи которых можно будет быстро создавать и изменять информационные системы в области CRM и электронного документооборота, организовывать обработку данных, автоматическую постановку и передачу задач по процессам, исполнение проектов и коммуникацию между сотрудниками», - заключил Немкин.