Градозащитники одержали важную для сохранения истории города победу. После их неоднократных обращений во все инстанции, им удалось отстоять трамвайный парк на Среднем проспекте Васильевского острова, которому уже более ста лет. Решением КГиОП парк № 2 внесён в список культурного наследия регионального значения.
Решение принято на основании проведённой историко-культурной экспертизы, инициированной неравнодушными горожанами, и закреплено постановлением совета по сохранению культурного наследия при городском правительстве.
На территории парка сейчас функционирует пользующийся огромной популярностью у петербуржцев и гостей северной столицы Музей городского электротранспорта, где собраны подлинные трамваи и троллейбусы, перевозившие петербуржцев в разные периоды существования электротранспорта почти в течение века.
Но даже не это главное. Смольнинским временщикам вдруг захотелось застроить территорию старейшего петербургского трампарка, расположенного на лакомых землях исторического центра города, поначалу безликими стеклянными кубами «общественно-делового» квартала, а затем «экономического кластера». Интересно, что такое решение было принято в 2007 году, когда парку исполнилось ровно сто лет. Именно эта дата и стала началом отсчёта противостояния чиновников и инвесторов и градозащитников, которые, в конечном итоге, и одержали победу.
Тем, кто родился и вырос в Ленинграде, помнятся вагоны «Трампарка имени Леонова», занимавшие значительное место в городских перевозках. Имя Леонова самый первый городской трампарк получил в 1926 году, когда ему было присвоено имя революционного молотобойца, приехавшего в столицу из провинциального Ефремова, чтобы из тех, «кто был никем, стать всем». Он занимался «разоблачением окопавшегося в Петрограде белогвардейского охвостья», пока не погиб в 1919 году в боях с войсками Юденича.
Перестройка лишила трампарк революционного имени, но стала началом конца транспортного предприятия. Поначалу его отрезали от городской схемы движения, проводя комплексный ремонт Среднего проспекта, а потом и вовсе решили уничтожить памятник.
И вот теперь все треволнения позади. После реставрации в сохранившихся депо постройки начала ХХ века будут открыты выставки, антикварные и винтажные лавки, стилизованные под старину кафе и другие объекты культурного назначения.
Не будет забыто и главное предназначение сохранённого наследия: здесь будет действующий объект городской транспортной инфраструктуры, ибо ещё рано списывать трамвай в небытие, как пережиток минувших исторических эпох.