На премьеру детского спектакля взрослому зрителю почти всегда идти страшновато. Даже хорошие театры редко избегают искушения «встать на корточки» перед юным зрителем, впасть в назидательный тон или переборщить в желании развлечь во что бы то ни стало. Тем более, когда речь идет об инсценировке легендарной детской книжки про приключения любимого всеми героя Тома Сойера, чей образ не раз мелькал в киноверсиях повести Марка Твена, популярной на протяжении двух веков.
Молодой театральный режиссер Екатерина Максимова не первый раз рискует репутацией, взявшись за постановку детского бестселлера: прошлый сезон ТЮЗа открылся премьерой «Денискиных рассказов», которые адаптировала для театра дочь автора культовой книжки – Ксения Драгунская. Результат эксперимента был признан удачным: безудержная фантазия создателей спектакля позволили зрителям (в том числе, и взрослым) не заскучать над сценической интерпретацией приключений Дениски и его друзей. Наверное, этот успех и дал силы молодому постановщику рискнуть еще раз, взявшись теперь уже за зарубежную классику. И несмотря на возрастной ценз спектакля 12+, указанный на афише, в зале было немало взрослых, которые вместе с детьми решили полюбопытствовать, чем будет удивлять ТЮЗ совсем уж юных зрителей в новом сезоне.
Надо сказать, что сомнения взрослых были связны главным образом с тем, что всеобщее падение интереса детской аудитории к «бумажным носителям», то есть к книгам, вызывает к жизни вопрос: возможно ли вернуть этот интерес и как это сделать средствами «смежного» искусства – театра? С первых минут спектакля сомнения эти стали стремительно таять. Ибо вместо классической инсценировки известного произведения конца позапрошлого века детям была предложена интерактивная игра, главным средством которой стал лучший друг современного ребенка – мобильный телефон с широчайшим набором опций. Получив перед спектаклем строгую рекомендацию отключить мобильники, зрители тут же увидели на экране свою любимую игрушку, которая после ряда стандартных технических манипуляций открыла перед ними …страницу электронной книжки с первой главой знаменитой повести. Кое-кто из ребят, не дожидаясь действия, начал вслух читать первые строчки, но их отвлекло появление главного героя, который, по замыслу постановщика, был выбран «по воле случая» из обыкновенных питерских пацанов, заполнивших зал.
Ход сработал безошибочно: мальчишка в современном «прикиде», которому предложили поиграть в Тома Сойера (Иван Стрюк), оказался отличным мостиком, который прочно связал ребят из Петербурга XXI века с беспечным, добрым, но хулиганистым – а потому узнаваемым – пареньком с берегов Миссисипи. И какая разница, во что он одет – в штаны с лямками образца 1876 года или в потертые джинсы по моде 2013-го, - в стране детства не знают календаря и плюют на географию: радости и заботы мальчишек – всегда одни и те же. У всех бывают строгие тетушки, вроде тети Полли (Анна Кочеткова), которая из любви к племяннику считает нужным время от времени его наказывать. А кто не страдал от вредности сводных братьев, вроде паиньки и ябеды Сида (Олег Сенченко)? И уж точно все мечтали о приключениях, боролись за справедливость и влюблялись в своих одноклассниц, чем-то похожих на Бекки Тетчер (Александра Ладыгина), за которую не жаль и розги отведать. Правда, немногие вставали перед тяжким выбором, который не всякому взрослому под силу – трусливо промолчать, или спасти невиновного, подвергая опасности собственную жизнь…
Прописные истины времен Марка Твена не были тяжелы юным поклонникам интернета и новейших гаджетов именно потому, что усваивались ими играючи. «Упакованный» в привлекательную и понятную обертку современных технологий, смешной классический текст звучал со сцены ТЮЗа свежо и актуально. Создатели спектакля не побоялись «смешать в одну кучу» разные жанры – видеопроекцию, анимацию, эстетику компьютерных игр и даже кинематограф. В самом начале спектакля авторы предлагают зрителю выбрать героя в видео-галерее любимых образов – от Джека Воробья до Человека-Паука. Задник на все время спектакля превращается в экран, где то возникают остроумно придуманные декорации очередной сцены, то визуализируются мечты главного героя, то дается «крупный план» зануды-учителя (Сергей Жукович) с вечной розгой за пазухой. Вдова Дуглас (Елизавета Прилепская) и насильно пригретый ею Геккльбери Финн (Никита Остриков) разыгрывают классический эпизод в эстетике немого кино.
Сцена-трансформер превращается то в городское кладбище с внезапно разверзнувшимся мрачным склепом, то в плывущий меж зеленых берегов Миссисипи плот, на который вдруг средствами светотехники обрушивается настоящий ливень…
Зрелищности действию добавляют хорошо отрежиссированные мизансцены, где герои двигались то с танцевальной пластикой, то давали фору силовым акробатам. Такие визуальные стимулы просто необходимы, чтобы удержать детское внимание, которое «устает» от длинных текстов, не подкрепленных действием.
Известный тезис «развлекая – образовывай» и на сей раз не дал осечки. Новый спектакль ТЮЗа в итоге оказался шире заявленных возрастных рамок: восторженные возгласы «ну, клёво, да?» звучали из уст и 8-9-летних мальчишек, а цветы артистам, вышедшим на поклон, дарили девочки от 6 до 16-ти. В итоге, приманивая зрителя спецэффектами в духе 3D-блокбастеров, авторы искусно сумели подчеркнуть преимущества обычной книжки над холодными плодами прогресса. В финале яркое зрелище внезапно оборвалось, сменившись сухой справкой на экране айфона: «Низкий уровень заряда батареи». Взамен на экране возник уютный томик Марка Твена с пояснением для непонятливых: «А вот эта вещь всегда работает».