Радикально настроенные градозащитники совместно с солидарными с ними художниками из группы Zoa Art провели акцию по установке на доме № 61 на Садовой улице в Петербурге временной мемориальной доски в память об известном прозаике и поэте Михаиле Юрьевиче Лермонтове, приурочив это событие к 172-й годовщине со дня его. Временная доска является черно-белой копией оригинала работы скульптора Николая Дыдыкина.
Интересно, что сама акция состоялась как раз напротив отделения полиции №2 Адмиралтейского района Петербурга, что называется «под носом у полицейских». По мнению правозащитников, власти Адмиралтейского района, несомненно, скоро поспешат её убрать.
Как известно, 22-летний поэт снимал квартиру в этом бывшем доходном доме, принадлежавшем Шаховской, для своей бабушки Елизаветы Арсеньевой. Сам же поселился здесь только после окончания обучения в школе гвардейских подпрапорщиков. В этом же доме в 1837 году, после смерти Александра Сергеевича Пушкина, Лермонтов написал прославившее его стихотворение «На смерть поэта». Именно из этого дома великий русский поэт впоследствии отправился в ссылку на Кавказ.
Ранее на этом доме имелась мемориальная доска, однако она «бесследно» исчезла со здания несколько лет. В Музее городской скульптуры, как пояснили градозащитники, их уверяли, что доска находится у них на хранении, однако, несмотря на запросы сторонников охраны культурного наследия, показать её отказались. Правозащитники не раз обращались и к городским властям, однако мемориальная доска на фасаде здания так и не появилась.
В настоящее время указанный дом находится в плачевном состоянии. Совсем недавно из него с большим трудом удалось выселить незаконно проживавших там мигрантов. Сейчас здание законсервировано с целью приостановления его разрушения. Об этом посетовала активистка Васильева.
Несмотря на приближающееся 200-летие со дня рождения Лермонтова, власти Петербурга абсолютно бездействуют. «Теоретически, восстановительные работы должны вестись полным ходом, учитывая еще и то факт, что в нашем городе нет ни одного музея Лермонтова, – говорят инициаторы акции. – Но дом по-прежнему погибает».