На основании обращения Русского культурно-просветительного фонда имени Святого Василия Великого, врач-стоматолог высшей категории, вице-президент Стоматологической ассоциации Санкт-Петербурга Эмиль Гургенович Агаджанян провел повторное исследование зубо-челюстной системы так называемых «екатеринбургских останков». Специалист уверен, что череп № 4, предположительно принадлежавший Николаю II, никак не может быть останками царя.
Император Николай Александрович в течение всей своей жизни регулярно наблюдался у высококвалифицированных зубных врачей и уделял особое внимание гигиене полости рта, чему свидетельствует приобретение им зубных щеток и зубных элексиров, а так же сохранившиеся дневники Императора и другие документы. Однако состояние зубов предполагаемых останков Николая II дает все основания полагать, что этот человек не посещал стоматолога ни разу в жизни. К такому выводу пришел вице-президент Стоматологической ассоциации Санкт-Петербурга, главный врач и генеральный директор «Клиники Доброго Стоматолога» Эмиль Гургенович Агаджанян.
«В 1910 году доктор Генрих Уоллисон получил гонорар в сумме 1300 рублей серебром за лечение зубов Императора. В 1914 году, а также ежедневно с 3 по 7 января и 19, 21 и 26 октября 1917 года Николай Александрович был (согласно его дневникам — «долго») на приеме у стоматолога Сергея Сергеевича Кострицкого. Но никаких следов стоматологического вмешательства в данных останках я не обнаружил. Зубы черепа № 4 содержат следы множественного кариеса, возможно даже периодонтита. И ни единой пломбы! Представить, оперируя всеми приведенными выше данными, что эти зубы принадлежали Николаю II, я не в состоянии», - говорит Э. Г. Агаджанян.
В дневниковых записях Императора нет упоминаний о проблемах, причиняемых ему зубной болью и самим посещением стоматолога, хотя последние в них многократно отражены. Таким образом, если бы череп № 4 принадлежал Императору Николаю Александровичу, на зубах этого черепа должны были быть следы зубоврачебного лечения, в том числе пломбы или следы удаления зубов. Однако в результате подробного обследования, таковых не зафиксировано. Существует мнение, что Николай II страдал от страха перед стоматологическими манипуляциями, что косвенно подтверждает свидетельство Марии Рэндель, стоматолога, осматривавшего Николая в ссылке под арестом в Тобольске. Якобы, по словам госпожи Рэндель, у Императора «полон рот гнилых зубов». Документального подтверждения этих слов история не сохранила: они записаны в пересказе ее сына, которому на тот момент было всего 10 лет.
На основании всех проведенных исследований, архиерейский собора 2017 года вынес решение о том, что «екатеринбургские останки» невозможно однозначно признать останками царской семьи. Окончательный вывод можно сделать после проведения экспертизы ДНК.
Результаты исследования, в котором также приняли участие историки Леонид Евгеньевич Болотин и Алексей Анатольевич Оболенский, опубликованы на сайте pravoslavie.ru