У всего есть обратная сторона; иногда она обыденная и приземленная, иногда – действительно неприглядная. Есть изнанка и у блистательного Петербурга, за пышными фасадами своих дворцов и особняков скрывающего совершенно иной мир. Там, внутри, все выглядит не так, как снаружи. Нет лоска и блеска, призванного произвести впечатление на туристов.
Внутренний двор и закрытая парадная: как пройти туда, куда не пускают чужих?
Попасть в этот "потусторонний" мир можно с помощью проводника – опытного гида; информации будет больше, но свободного времени меньше. Некоторые экскурсоводы проводят интереснейшие экскурсии по непарадному Петербургу.
Например, по Коломне, Пескам, дворам и парадным исторического центра или, например, в квартиру Григория Распутина на Гороховой улице.
Хотя можно прогуляться по дворам Северной столицы и самостоятельно, ведь для прохода в парадные иногда достаточно лишь нажать кнопку домофона. Так как в большинстве доходных домов сейчас размещены коммерческие организации, то легко представиться посетителем.
Секрет проникновения в закрытые дворы также бывает прост – практически у каждых ворот на стене или на потолке написаны цифры для открывания кодового замка.
Говорящая история: как читать архитектуру
Оказавшись по ту сторону, в первую очередь следует научиться узнавать историю здания. Об этом скажут широкие карнизы, которые являются временнЫм рубежом исконного здания и всех последующих надстроек.
Старинный Петербург был в основном двухэтажный, с конюшней на нижнем этаже и жилыми комнатами на верхнем. Таким образом, все этажи выше карниза – это новодел, пристроенный в позднее время.
Особого внимания заслуживают окна домов. В пятиэтажном доме можно увидеть, что окна средних этажей разительно меньше всех прочих. Это говорит о том, что некогда здесь был особняк с огромной бальной залой с семиметровыми потолками.
Когда же после революции все особняки начали уплотнять и переделывать в коммунальные квартиры, в бальном зале установили перекрытия, разделив его на два этажа и получив дополнительную жилплощадь. Правда, встречаются в питерских дворах и удивительные дома, которые можно назвать адом перфекциониста.
В них невозможно найти двух окон одинакового размера – данный факт уже труднее поддается объяснению. В ряде случаев владельцы квартир закладывают окна, чтобы функциональнее расставить мебель в квартире. Однако окна не только разного размера, но и расположенные на разной высоте вызывают удивление даже у опытных гидов.
Не меньшее удивление порождает и нумерация питерских квартир. Так, на первом этаже дома может быть единственная квартира под номером 4, тогда как на четвертом этаже – две квартиры, одна из которых под номером 49, а другая под номером 1/2!
Напрашивается вопрос – куда подевалось четыре десятка квартир, а также – что это за половинка квартиры?
Присказкой "голь на выдумку хитра" следует назвать питерские мансарды. Странные то ли сараи, то ли птичники, сложенные из любых подручных материалов, установленные вопреки пожарным и инженерным требованиям встречаются в культурной столице сплошь и рядом.
Особенно иронично они выглядят, когда располагаются напротив настоящих мансард, например, 300-метровой (и по слухам с бассейном и сауной) на Моховой улице, принадлежащей известному музыканту.
"Хрустиками" называют те дома, возраст которых выдают огромные трещины, буквально раскалывающие здание пополам. Если подойти ближе к таким "ранам" на теле домов, то можно увидеть, что старый Питер сплошь деревянный, а, значит, весьма пожароопасный.
Трещины по мере возможностей заделывают, но при взгляде на подобные здания понимаешь, что они до сих пор просто чудом стоят на этой земле, по-братски поддерживая друг друга дряхлеющими боками.
Что такое «дворы-колодцы»?
Говорят, что "дворы-колодцы" как термин и местную достопримечательность придумали туристы. В Питере же испокон веков существуют "световые колодцы" -- узкие "шахты", в которые ранее выходили окна и двери уборных, черных лестниц, кухонь.
В такой двор невозможно попасть с улицы и тем более сделать кадр для соцсети, ведь, скорее всего, вход закрыт на замок с магнитным ключом, а внутри будет стоять неромантичный мусорный контейнер.
В те времена, когда электрического освещения еще не было, а свечи и керосиновое масло были на вес золота, такие колодцы обеспечивали квартиры хоть мизерным светом.
Это прогулка по темным уголкам души Петербурга.
Запутанные сквозные дворы, подворотни внутри подворотен – какие-то мрачные и грязные, какие-то расписанные необычными граффити и украшенные клумбами, раритетные автомобили у подъездов и остатки бомбоубежищ в полной мере можно назвать такими же достопримечательностями этого невероятного города, как и дворцы с музеями.