Недавно российские чиновники приступили к исполнению государственной программы по утилизации старых автомобилей. На первых порах эта программа планировалась как эксперимент, в связи с чем машины подвергались утилизации всего какой-то небольшой период времени. Однако благодаря внушительным результатам переработки авто с истекшим сроком эксплуатации, названная программа заработала шанс на продление. И была, как ни странно, продлена.
Итак, что из себя представляет программа по утилизации старых машин? Сам текст законопроекта был юридически оформлен еще в 2010-м. Согласно ему, владелец авто, которое пора сдавать в утиль, может обратиться к определенному посреднику, заказать услуги по утилизации и получить сертификат на сумму 50 тысяч рублей в качестве возмещения «потери» машины. Этим документом он воспользуется при покупке нового автомобиля в автосалоне посредника.
При этом к старому средству передвижения предъявляется ряд требований — не все желающие смогут принять участие п программе. Какие это требования? Во-первых, машина должна находиться в эксплуатации более десяти лет. Во-вторых, ее владелец должен владеть ею не менее года. В-третьих, авто не должно весить более трех с половиной тонн.
Кроме того, сертификат можно обменять с доплатой лишь на ту машину, которая была произведена в Российской Федерации. То есть иномарку на сертификат приобрести не получится.
За последние годы условия сдачи устаревших автомобилей во вторичное сырье претерпели некоторые изменения, хотя задачи программы утилизации авто остались неизменными: по-прежнему необходимо искусственно стимулировать обновление отечественной автомобильной промышленности, улучшать технические и экологические характеристики автомобильного транспорта.
А что изменилось? В нынешнем году финансирование на реализацию законопроекта об утилизации поддержанных машин должно быть увеличено до десяти миллиардов рублей. Эта сумма составляет лишь треть той, которая была потрачена годом ранее. Однако в случае дефицита финансовых средств, чиновники обещают помочь.
Сегодня процедуру сдачи автомобиля в утиль можно пройти, соблюдая такие критерии, как нужный возраст транспортного средства — от шести лет; — российское гражданство владельца авто; оплата услуг посредника в размере десяти тысяч рублей, что в несколько раз больше по сравнению с 2015 годом. Кроме того, поучаствовать в программе могут не только отдельные физические лица, но и целые организации.
В этом году многие автовладельцы рассчитывают на прибавление к сумме компенсации, указываемой в сертификатах, из-за увеличения рыночной стоимости машин.
Как заявляют власти СМИ, хозяевам «легковушек» будет «выплачено» по пятьдесят тысяч рублей, владельцам малогабаритных грузовиков — по девяноста тысяч рублей, а тем, чьи машины весят более 2,9 тонн — по триста пятьдесят тысяч рублей.
Эти суммы — особенно последняя — станут хорошим дополнением к личным сбережениям автомобилистов.
Сильно ли программа по утилизации машин ударит по бюджетам регионов? Федеральные чиновники уверяют, что областной казне будут возмещены все затраты за счет подпрограммы о льготах. А наиболее активным регионам-участникам правительство выплатит еще и премиальные, которые послужат дополнительным источником дохода.
Если верить статистике, то за последние годы в утиль ушли порядка ста пятидесяти тысяч устаревших автомобилей. Именно поэтому государственную программу по утилизации поддержанных транспортных средств можно справедливо называть социально ориентированной.