Роскомнадзор сообщил, что рассмотрел обращение Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров (АППСИМ), которая ранее предложила регулятору рассмотреть блокировку соцсети TikTok в России. Там считают, что российские соцсети за счет этого нарастят аудиторию примерно на 30 млн человек — столько сейчас составляет аудитория российского сегмента приложения.
В частности, Ассоциация просила проверить TikTok на предмет локализации данных пользователей (закон «О персональных данных»), так как соцсеть по-прежнему дает смотреть видео и оставлять под ними комментарии. Кроме того, эксперты не смогли найти в соцсети признаков исполнения так называемого закона о рекомендательных алгоритмах.
«По итогам рассмотрения ведомство направило в адрес TikTok запросы с требованием предоставить информацию о соблюдении российского законодательства. По состоянию на 19:00 13 мая ведомство не получило ответ от компании», - сообщили в РКН в ответ на обращение АППСИМ.
Как ранее сообщил источник ТАСС, речь идет о соблюдении двух ФЗ — «О персональных данных» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В случае выявления признаков нарушения требований законодательства регулятор может принять меры, предусмотренные ч. 3 ст. 23 ФЗ «О персональных данных».
Роль цифровых инструментов в жизни общества растет постоянно, поэтому сегодня первоочередная задача государства - проследить, чтобы интернет-площадки понимали свою ответственность перед пользователями как перед гражданами страны, соблюдали их права и следили за их безопасностью, отметил член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин.
«Если интернет-платформы не согласны соблюдать законодательство страны, их деятельность на территории этой страны будет ограничена — это стоит помнить каждой площадке, которая сегодня продолжает работать в России или так или иначе сохраняет российскую аудиторию. Соответствующий механизм используется у нас в России и в ряде других держав, стремящихся отстаивать свой цифровой суверенитет. Подобная политика — адекватный ответ государства в ситуации, когда национальные интересы и безопасность граждан ставятся под угрозу», - напомнил он.
При этом в истории с TikTok существенное отличие заключается в том, что в 2022 году администрация социальной сети публично заявила, что самостоятельно приостанавливает распространение нового контента и возможность проведения прямых трансляций на территории РФ.
«И связано это было с тем, что платформа фактически расписалась в собственном бессилии с распространением фейков о специальной военной операции и российской армии на фоне ужесточения российского законодательства. Сегодня запрещенный контент продолжает там курсировать - несмотря на попытки сервиса взаимодействовать с Роскомнадзором и даже удаление более тысячи противоправных материалов с 2023 года. Очевидно, что по ряду тем понимание все еще не достигнуто - в частности, наши пользователи неоднократно жаловались на распространение пронаркотического контента на этой площадке. Все эти обстоятельства предстоит учесть TikTok, если соцсеть решит возобновить работу в нашей стране. Первое - удалить весь запрещенный контент, второе - выполнить все требования закона «о приземлении». Тогда можно говорить о том, что работа этой соцсети в нашей стране вообще возможна», - подчеркнул депутат.
В ходе недавнего исследования центра «Фидбэк» выяснилось, что больше половины — 65% — опрошенных россиян дают в целом положительную оценку импортозамещению соцсетей. Из них 39% ответили, что «скорее положительно» относятся к достижениям импортозамещения в медиа, еще 26% — однозначно положительно.
«Думаю, что эти цифры будут только расти по мере развития отечественных площадок, а они в этом вопросе ни дня не стоят на месте. Поддержка отечественных решений населением — то, что способно стимулировать наш продукт развиваться и становиться еще лучше», - заключил Антон Немкин.