Эта мысль безусловно близка тем практикам театра, кто давно понял: негоже сидеть каждому на своем месте, довольствуясь более или менее широким кругом «собственной» публики и поклонников, - надо обязательно ездить по стране и за ее пределы, пропагандировать творчество друг друга, обмениваться опытом, режиссерами, новыми идеями. Иллюстрировать этот посыл можно хотя бы на примере ТЮЗа им.А.А.Брянцева, одного из самых мобильных петербургских театров, который триумфально завершил в канун грядущего года головокружительный гастрольный марафон.
Надо сказать, ТЮЗ давно сделал культурное освоение новых территорий частью своей театральной политики, которая приносит ощутимые плоды. Сегодня ему удалось «прорубить окно» на Восток: 18 лет театр вел переговоры с коллегами из Шанхая, а в этом году поехал туда с любимой зрителями «Белоснежкой». К тому же провел во время этих мини-гастролей большую конференцию, где китайские деятели культуры разных поколений с тревогой отмечали, что молодежь в их стране очень мало знает и русский театр, и российское кино. И приветствовали первый шаг, который сделали петербургские артисты на пути обоюдного знакомства с культурой двух великих стран. Важно, что за этим шагом последует еще один: уже будущим летом петербургский ТЮЗ по приглашению китайской стороны поедет в Шанхай - и не с одной постановкой, а с большими гастролями. Руководитель художественных проектов театра Адольф Шапиро недавно поставил в Шанхае спектакль, и такой профессиональный обмен между театрами, судя по всему, скоро войдет в традицию.
Это событие в череде других, ему подобных, свидетельствует о растущем интересе к российскому искусству: ТЮЗ получает приглашения не только в Европу, но в Корею и другие страны Востока. Причем там интересуются именно традиционным, классическим русским театром. То же можно сказать о Турции, с которой у ТЮЗа давние творческие связи: театр приглашали для участия в нескольких театральных фестивалях, а турецкие спектакли не раз были гостями тюзовской «Радуги». Вот и сейчас ведутся переговоры с турецкими коллегами о новой поездке на берега Босфора. Весной грядущего года в Белград поедет выдающийся спектакль «Иудушка из Головлева» в постановке Георгия Васильева, где блистают негаснущие звезды ТЮЗа Валерий Дьяченко и Ирина Соколова. Сербы тоже частые гости на тюзовских фестивалях, и эта практика творческих обменов будет продолжена. Как, несмотря на политические катаклизмы, продолжается дружба театра с эстонской публикой: в канун Нового 2015-го года, по установившейся традиции, ТЮЗ покажет в Таллине, Йыхви и Тарту очередную детскую сказку, на этот раз - «Проделки Бабы-Яги».
У театра всегда сверхплотный гастрольный график, однако он неизменно «выполняет план» по новым постановкам. Можно только удивляться тому, что, выпустив в начале сезона одну за другой две премьеры («Беккет.Пьесы» и «Вино из одуванчиков, или Замри!»), в том же сентябре ТЮЗ с успехом показал «Датскую историю» по пьесе А.Шапиро на фестивале в Самаре, а потом принимал у себя делегацию из Шанхая. И в продолжение этой международной встречи в октябре уже сам поехал с гастролями в Китай…Ноябрь, когда во время школьных каникул в ТЮЗе каждый день играют по два спектакля, был ознаменован поездкой в Пермь с постановкой «Про Иванушку-дурачка», а также масштабными гастролями в Ярославле, где в крупнейшем Концертно-зрелищном центре с аншлагами петербуржцы сыграли сразу три спектакля – «Том Сойер», «Волшебник Изумрудного города» и «Доходное место». А в театре до сих пор разрывается телефон: ярославцы спрашивают, когда же ТЮЗ снова к ним приедет…Значит, и в российских городах есть острый запрос на детский репертуар в качественном исполнении. Со зрителем ведь все просто: нравится спектакль - он «голосует ногами», и нет ему дела до нашей высоколобой критики, которая часто «через губу» пишет о детских спектаклях. Им подавай прорыв, новаторство, которое можно разобрать по косточкам: и премьеру осветить, и себя, любимых, показать. А что напишешь про сказку с ее порой простоватыми героями, которые, однако, все так же близки детскому сердцу?
Некогда планировались большие гастроли ТЮЗа по Америке со сложным постановочным спектаклем «Конек-Горбунок», давно ставшим визитной карточкой театра. Но это означало, что океан должна пересечь почти вся труппа (спектакль многонаселенный) с оркестром, постановочной частью и огромным количеством декораций. Продюсеры пощелкали калькуляторами и отказались от затеи. А вот Тобольскому драматическому театру имени Ершова отказать трудно: как не почтить память автора «Конька-Горбунка»? И хотя на время этих гастролей придется отказаться от «домашних» спектаклей, сдать театр в аренду и осуществить-таки «великое переселение народов» (и декораций) – дело того стоит…
Приглашают старейший детский театр и в Архангельск с «Королем Лиром», но всегда трудно найти подходящую площадку: тюзовская сцена-кольцо мало имеет аналогов. Например, когда играли эту постановку в таллинском концертном зале NOKIA, пришлось адаптировать спектакль к новому пространству: пожертвовать знаменитым белым шатром, где в «родной» сценографии происходит действие шекспировской трагедии. Но и архангелогородцев обижать негоже: ТЮЗ никогда туда не ездил, а сейчас даже готов бонусом показать им свой новый спектакль «Плыл кораблик белопарусный», поставленный «на местном материале» - по северным сказам Шергина, - и уже отмеченный «Золотой маской». В марте эту постановку увидят москвичи в рамках одноименного фестиваля… А сколько еще в сердце России «нехоженных» для ТЮЗа мест, куда его зовут, взыскуя нового прочтения русской классики! Фестиваль «Горячее сердце» в Кинешме не раз приглашал петербургский театр со спектаклем «Доходное место». В прошлом году не позволил график, но есть надежда, что в сентябре все получится. А вот на минском фестивале TЕART ценят театральный авангард, поэтому «Танец Дели» в постановке новатора Дмитрия Волкострелова здесь ждут с нетерпением. На осень также запланирован фестивальный показ «Короля Лира» в Черногории, а еще гастроли в Риге с «Томом Сойером» и «Белоснежкой».
Кроме того ТЮЗ намерен продолжить культурную экспансию своего фестиваля «Радуга», который уже с успехом прошел в странах Балтии. А теперь театр при поддержке городского правительства и Министерства культуры готов перебросить «радужный» мост в город-побратим Петербурга Симферополь и в Зимний театр олимпийского Сочи. Уже формируется афиша, ведутся переговоры с регионами, так что этот пилотный проект обещает стать очередной фестивальной сенсацией.
Легко ли репертуарному театру с его перенасыщенной афишей поспевать везде, где хотят видеть его спектакли? Ответ напрашивается сам собой. Но ТЮЗ старается везде успеть. В рамках фестивальной деятельности это делать проще: расходы берет на себя принимающая сторона. Но «поднять» полноценные гастроли, которые могут дать зрителю цельное представление о творческих возможностях театра, ТЮЗу не всегда бывает под силу. Да, город помогает. Но плановая гастрольная деятельность сегодня невозможна без регулярного государственного финансирования, прописанного строкой закона. И ТЮЗ тут не одинок в своих чаяниях. Кроме того, в трудные для страны времена лучший способ консолидировать нацию – вспомнить о том, что искусство сближает. А гастроли сближают с искусством.