В этом году состоялся XXII Международный Брянцевский фестиваль, награжденный премией Правительства Санкт-Петербурга за вклад в развитие в области культуры и искусства. Программа фестиваля была насыщена различными событиями: помимо того, что 18 детских коллективов со всего мира показывали свои работы на сцене театра, юные актеры участвовали в мастер-классах по речи, движению, актерскому-мастерству, обсуждениях спектаклей, а также создали театральный эскиз, который представили на торжественном Гала-концерте. В 2021 году фестиваль посвящен народному артисту России Николаю Иванову, все эти годы возглавлявшему профессиональное жюри фестиваля. Состав членов жюри обновился, и мы поговорили с актрисой театра Анной Мигицко о том, как прошел ее первый фестиваль и чем смогли удивить молодые дарования.
- Анна, ваши ожидания от членства в жюри совпали с реальностью?
Я не ожидала, что спектакли детских театральных студий будут на таком серьезном уровне, а само членство в жюри окажется подробной и непростой работой. Это неповторимые эмоции, было столько разных впечатлений, ожиданий, восторгов, вопросов, труда. Уникальность фестиваля состоит в том, что он не является развлекательным событием, неким конкурсом талантов. Фестиваль - это глубокий, нацеленный на воспитание и развитие, педагогический процесс. Жюри оценивает, как педагоги раскрывают детей, что они делают для того, чтобы их ученики росли. Наш Гала-концерт был настолько фееричным — поток детской радости, энергии, непосредственности вызвал у меня неподдельный восторг, а в глазах стояли слезы... Весь труд членов жюри компенсировался самоотдачей детей.
- Какие вы сделали личные открытия во время Брянцевского фестиваля?
Совершенно неожиданный для меня вывод — у детей можно, нужно, стоит поучиться, потому что после определенного времени работы в профессии начинают притуплять какие-то реакции, теряется новизна ощущений. Ребята заражают своей первозданностью, подлинностью, энергетикой, горящими глазами. Они играют неосознанно, поэтому очень по-настоящему: их глаза, жесты — это ничем не заменишь.
Я была поражена самоотдачей и верой ребят в то, что они делают. Большинство работ вообще не были похожи на детские работы по уровню понимания, погружения в суть, проблематику материала. Меня поразила честность детей и готовность говорить на сложные, взрослые темы на взрослом языке. Когда ты видишь, что на сцену выходит малыш и начинает абсолютно серьезно, с пониманием происходящего, говорить про любовь, войну, это не может оставить равнодушным. Очень много талантливых ребят живет у нас в стране.
- Каким растет наше юное поколение?
Очень продвинутым, энергичным, небезразличным, готовым честно говорить на любые темы, обсуждать, перерабатывать больное, впитывать в себя новое — это какие-то сверхлюди. Я смотрю на них со стороны — вроде бы я сама вчерашний ребенок, но это уже другое поколение. Они впереди планеты всей, впереди нас на многие-многие километры, и я не знаю, получится ли у нас их догнать. Раньше мы догоняли взрослых, но сейчас нам предстоит догонять подрастающее поколение. Это меня очень радует.
- Какие у вас были критерии оценки работ и юных актеров?
Перед нами была представлена целая палитра спектаклей и ребят, все абсолютно разные, и мы пытались найти правду и отметить каждого в каждой работе. Так как я первый в жюри, я только вхожу в эту систему, у меня было свое мнение насчет того, как надо оценивать работу. В первую очередь, я обращала внимание на самобытность, раскованность, эмоциональность, органику, понимание того, что они делают. Конечно, есть много нюансов, и я учусь у своих старших коллег, потому что у них очень большой опыт работы на фестивале. Важно было видеть совместную работу ребят и их педагогов, как педагог расширяет границы возможностей своих учеников.
- Что вы можете пожелать участникам фестиваля?
Ничего не бояться, верить в себя! Очень было грустно видеть ребят, которые расстраиваются, что они не получили призы и награды. Не расстраивайтесь, это все делается только для вашего развития и роста. Если вам интересен театр, то никакие награды и их отсутствие не повлияют на интерес и мотивацию. Все призы обязательно дойдут до тех, кто их достоин. Развивайтесь и в личностном плане, и в актерском, следите за театральными событиями, лишний раз придите в театр понаблюдать за артистами, которые нравятся, посмотрите на интонации, жесты - это тоже развивает и помогает в профессии. Не забывайте о духовном развитии: всегда видно, когда умный, начитанный человек выходит на сцену, поэтому не бросайте чтение, культурные мероприятия, развивайтесь и хорошо учитесь.
Я не ожидала, что спектакли детских театральных студий будут на таком серьезном уровне, а само членство в жюри окажется подробной и непростой работой. Это неповторимые эмоции, было столько разных впечатлений, ожиданий, восторгов, вопросов, труда. Уникальность фестиваля состоит в том, что он не является развлекательным событием, неким конкурсом талантов. Фестиваль - это глубокий, нацеленный на воспитание и развитие, педагогический процесс. Жюри оценивает, как педагоги раскрывают детей, что они делают для того, чтобы их ученики росли. Наш Гала-концерт был настолько фееричным — поток детской радости, энергии, непосредственности вызвал у меня неподдельный восторг, а в глазах стояли слезы... Весь труд членов жюри компенсировался самоотдачей детей.
- Какие вы сделали личные открытия во время Брянцевского фестиваля?
Совершенно неожиданный для меня вывод — у детей можно, нужно, стоит поучиться, потому что после определенного времени работы в профессии начинают притуплять какие-то реакции, теряется новизна ощущений. Ребята заражают своей первозданностью, подлинностью, энергетикой, горящими глазами. Они играют неосознанно, поэтому очень по-настоящему: их глаза, жесты — это ничем не заменишь.
Я была поражена самоотдачей и верой ребят в то, что они делают. Большинство работ вообще не были похожи на детские работы по уровню понимания, погружения в суть, проблематику материала. Меня поразила честность детей и готовность говорить на сложные, взрослые темы на взрослом языке. Когда ты видишь, что на сцену выходит малыш и начинает абсолютно серьезно, с пониманием происходящего, говорить про любовь, войну, это не может оставить равнодушным. Очень много талантливых ребят живет у нас в стране.
- Каким растет наше юное поколение?
Очень продвинутым, энергичным, небезразличным, готовым честно говорить на любые темы, обсуждать, перерабатывать больное, впитывать в себя новое — это какие-то сверхлюди. Я смотрю на них со стороны — вроде бы я сама вчерашний ребенок, но это уже другое поколение. Они впереди планеты всей, впереди нас на многие-многие километры, и я не знаю, получится ли у нас их догнать. Раньше мы догоняли взрослых, но сейчас нам предстоит догонять подрастающее поколение. Это меня очень радует.
- Какие у вас были критерии оценки работ и юных актеров?
Перед нами была представлена целая палитра спектаклей и ребят, все абсолютно разные, и мы пытались найти правду и отметить каждого в каждой работе. Так как я первый в жюри, я только вхожу в эту систему, у меня было свое мнение насчет того, как надо оценивать работу. В первую очередь, я обращала внимание на самобытность, раскованность, эмоциональность, органику, понимание того, что они делают. Конечно, есть много нюансов, и я учусь у своих старших коллег, потому что у них очень большой опыт работы на фестивале. Важно было видеть совместную работу ребят и их педагогов, как педагог расширяет границы возможностей своих учеников.
- Что вы можете пожелать участникам фестиваля?
Ничего не бояться, верить в себя! Очень было грустно видеть ребят, которые расстраиваются, что они не получили призы и награды. Не расстраивайтесь, это все делается только для вашего развития и роста. Если вам интересен театр, то никакие награды и их отсутствие не повлияют на интерес и мотивацию. Все призы обязательно дойдут до тех, кто их достоин. Развивайтесь и в личностном плане, и в актерском, следите за театральными событиями, лишний раз придите в театр понаблюдать за артистами, которые нравятся, посмотрите на интонации, жесты - это тоже развивает и помогает в профессии. Не забывайте о духовном развитии: всегда видно, когда умный, начитанный человек выходит на сцену, поэтому не бросайте чтение, культурные мероприятия, развивайтесь и хорошо учитесь.